Аграрное общество

В экономическом отношении аграрное общество основано на сельском хозяйстве. При этом такое общество может быть не только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Руси, скотоводстводческим, как кочевые степные державы Евразии (Хазарский каганаты, империя Чингисхана и т.д.).

Способы распределения произведенного в обществе продукта и (или) средств его производства (например, земли):

1) Редистрибуция (экономические отношения – редистрибутивные,т.е. перераспределенные). Весь производственный продукт собирается в «общий котел» и распределяется в соответствии с общественным положением каждого. Это положение определяется по разным критериям (происхождение, нужда, особые заслуги или способности, например, магические и т.д.)

2) Рынок (экономические отношения – рыночные). Основан на системе эквивалентного обменапродукта, произведенного одними людьми на другой продукт, произведенный другими.

Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые могут выражаться в самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта и средневекового Китая; русская крестьянская община, где редистрибуция выражается в регулярных переделах земли по количеству едоков и т.д. Однако и при доминировании редистрибутивных отношений рынок в той или иной форме всегда существует. Но, как правило, рыночные отношения ограничивается узким кругом товаров, чаще всего предметов роскоши того времени: средневековая европейская аристократия, получая все необходимое в своих поместьях, покупала в основном украшения, пряности, дорогое оружие породистых лошадей и т.п.

Средневековое европейское натуральное хозяйство являлось формой редистрибуции, так как главным собственником земли считался король, император и даже сам Господь Бог (в лице церкви), а любой феодал, вступая во владение своим (пусть даже реально Наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (в «общий котел») и получал его назад, принося вассальную присягу.

В социальном отношении аграрное общество характеризовалось жесткой личной привязанностью каждого человека к системе редистрибутивных отношений. Эта привязанность проявлялась в том, что каждый член общества был включен в какой-либо коллектив и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые и определяют, кто и сколько должен получит за свой труд.

Следовательно, аграрное общество было разделено на многочисленные коллективы, причем переход из одного в другой был затруднен.

Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал к определенному сословию и вне его терял всякую значимость.

Другим критерием социального деления можно назвать общину: крестьянская соседская община, ремесленный цех, купеческая гильдия, монашеский или рыцарский орден, монастырь, воровские корпорации. Человек вне общины рассматривался как отверженный и подозрительный. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ.

Политическое устройство подавляющего большинства аграрных обществ определялось и определяется в большей степени традицией и обычаем. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земли, продуктов, воды на Востоке) и подкрепляться религией (вот почему личность правителя часто обожествлялась).

Чаще всего государственный строй аграрного общества был монархическим, то есть во главе общества находился монарх – король, царь, эмир, шейх, султан, император. И даже в республиках древности и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям знатных родов.

Кроме того, для аграрных обществ характерно слияние власти и собственности – имеющий большую власть контролировал и собственность общества или наиболее богатый обладал и соответствующей богатству властью.

Культурная жизнь аграрных обществ также определялась традициями, и была определена сословными, общинными и властными отношениями. Термин «традиция» можно рассматривать как устную передачу социально и культурно значимой информации из поколения в поколение. Отсюда и ориентация сознания людей на прошлое, на воспроизведение одних и тех же образцов поведения и отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: