Вся полезная работа в асане также происходит вне сферы восприя-
тия, от момента входа в позу, доступную сегодня телу, до появления
первых ощущений, нарушающих комфортность пребывания в позе.
Комфорт – это когда я на какое-то время забываю, в каком положении
нахожусь. А когда тело напомнило о себе – всё равно где и как – полезное
время выдержки асаны истекло.
Именно и только такая практика ведет к молчанию ума (ЧВН) и вос-
становлению психосоматики. Итак, асана – это удобная неподвижная
( фиксированная) форма без каких-либо ощущений. Если прислушаться
к телу специально, то, возможно, рабочая зона позы будет воспринимать-
ся немного ясней периферии, но не более того. В отсутствие ощущений
внимание рассредоточивается по телу, и тело превращается как бы в од-
нородный экран. Как только где-то возникает нарушение однородности,
появляется локальное ощущение, прилив крови, жар, холод, пульсация,
тряска, дрожь, напряжение, усилие, сердцебиение, одышка – словом, то,
чего до этого момента не было – поза перестает быть асаной! Полезная
|
|
работа закончилась, начинается вредная и травмирующая.
Если сесть на стул и вытянуть руку вперед, параллельно полу, ощутите
ли вы что-то особенное в мышцах плеча? Конечно, нет, на какое-то время
можно и забыть, в каком положении находится рука. Но, тем не менее, мыш-
цы, удерживающие ее, серьезно работают. Поначалу сознание равномерную
работу эту не улавливает, когда же она начинает ощущаться (возникает гра-
диент), можно еще какое-то время сохранять руку в исходном положении,
но при этом усилие в мышцах растет и приобретает неприятный оттенок.
Если держать руку в неподвижности и дальше, усилие окрасится болью,
если терпеть и боль, то болезненность в мышцах плеча будет сохраняться
еще долго после окончания такого простейшего эксперимента.
В данном случае рука находилась в типовом положении, в то время
как позы йоги характерны, прежде всего, выходом на пределы физической
мобильности.
Итак, повторим еще раз: форма асаны, которую тело способно при-
нять и оставаться в ней какое-то время без ощущений, в полном ком-
форте, и есть правильная! Пусть даже она лишь отдаленно напоминает
картинку либо исполнение инструктора. Чем удобнее эта форма – тем ка-
чественнее вы в ней расслабитесь, тем дольше в ней можно пробыть – до
появления ощущений. Тем больше полезный эффект, который при та-
кой регулярной практике накочаги уже имеющиеся. И как результат этого процесса состояние сознания
меняется – ментальная суета затихает. Уходят навязчивые мысли, исчезает
внутренняя тревожность, уменьшается мышечный гипертонус – приходит
|
|
успокоение. Налицо начальная стадия полной релаксации. И добиться это-
го можно выполнением самых простых асан даже в их приблизительной,
упрощенной и потому абсолютно доступной форме!
Теперь обратимся к сознанию: что происходит с ним (в нем), когда мы
пытаемся освоить асану? Для того чтобы расслабить мышцы вначале при-
ходится курсировать вниманием по телу, но Сутры говорят именно о со-
средоточении на бесконечном! Как это понять?
Что происходит со зрением, если рассматривать близкий объект? Взор
фокусируется. Если смотреть очень далеко, как бы в никуда, оси глазных
яблок выходят в параллель. То же и с сознанием, сосредоточить его на бес-
конечности – значит просто отпустить, ни о чем специально не думая!
Внимание – это часть сознания, поддающаяся произвольному управ-
лению, маневрируя им, мы избирательно нацеливаем органы восприятия.
Кроме того, внимание автоматически «сжимается» либо «расширяется»
вместе с фокусом зрения. Оно, как и взор, постоянно блуждает, и хотя
можно на какое-то время остановить это движение, сознание при этом
сразу начинает напрягаться.
Итак, согласно Сутрам, внимание в асанах нужно перенести на бес-
конечность, но как? Во-первых (если это не влияет на выполнение позы),
следует закрыть глаза, поскольку внешний мир на время практики теря-
ет актуальность. Тем самым мы лишаем внимание привязки ко внешним
объектам, и ничто больше не мешает воспринимать только ощущения
в теле. Неподвижные позы используются именно затем чтобы освободить
сознание от привычного «содержимого», а затем и собственной автоном-
ной деятельности, что возможно только после того, как будет освоено