Б орьба с мыслями недопустима,
установка должна быть примерно такой: «Отойди, мысль, после за-
нятий я тебя додумаю». Следует отрешенно, не втягиваясь в ментальный
поток созерцать то, что творится на экране ума. В качестве альтернатив
можно привязать внимание к движению воздуха в ноздрях, а если это сби-
вает дыхательный ритм – наблюдать за движением области солнечного
сплетения, грудной клетки либо непрерывно отпускать глаза.
Редко, но бывает так, что обращение внимания на тело открывает в нем
бездну странных ощущений, в которых можно утонуть. Это обусловлено
личными особенностями репрезентации, тогда следует привязывать вни-
мание только к поверхности тела, дыханию либо использовать внешние
зацепки: тиканье настенных часов, метронома, шум прибоя и т. д.
Три вида Внимания
Итак, доступная форма позы принята, глаза закрыты. Вначале прихо-
дится сканировать тело лучом внимания и в фокусе этого луча расслаблять
мышцы усилием воли – условно назовем эту стадию первым вниманием.
|
|
Пока не наработан автоматизм, сканирование приходится постоянно по-
вторять. Это не разовый акт, но процесс: как только луч внимания сме-
стился, мышцы в покинутой им области норовят напрячься заново.
Когда поза стала привычной, ощущений нет (либо они растворены)
и наступила физиологическая тишина, внимание начнет «расплывать-
ся» вместе с сознанием, превращаясь в своеобразный экран, на котором
как бы «высвечивается» всё тело целиком. Сознание (осознание) тела
становится телом сознания – назовем это условно вторым вниманием
или начальной стадией ЧВН. Если при этом появляются ощущения от
внутренних органов, значит, с ними есть проблемы, суть которых лучше
выяснить незамедлительно. Как только где-то в организме эта тишина
и однородность где-то нарушилась (ощутилось какое-то ее изменение. –
В. Б.), значит, время выдержки позы истекло. Сенсорные системы челове-
ческого организма могут работать только с событиями, которые называ-
ются изменениями!
Во всех асанах следует полностью отпускать мышцы лица, при этом
сама собой возникает слабая тень улыбки, которая задействует только
семнадцать мышц лица, а когда оно «твердое», их работает более сорока.
Одновременно с лицом расслабляются глаза, они, подворачиваясь куда-
то, сами находят оптимальное положение и перестают восприниматься.
Для кого-то привязка внимания к уже расслабленным глазам – актуальна
и вызывает общую релаксацию. Для некоторых любое обращение вни-
мания на глаза раздражает и напрягает еще сильнее, таким людям нужно
просто забыть о глазах и найти другие точки привязки внимания.
|
|
Любое нарушение пустоты (молчания) ума мгновенно отзывается мы-
шечной контрактурой в теле, и становится понятно, насколько сильна их
взаимосвязь. Углубление начального ЧВН, достигнутого в асанах, име-
ет место в самьяме, это третье внимание, натхи характеризуют его так:
«Йога – это быть мертвым, оставаясь живым» (конечно, лишь на время
практики). Можно сравнить это с метафорой христианских мистиков, па-
мятование о страстях, которые больше «не включаются», аскеты назвали
«животворящей мертвостью».
Стадии изменения формы
В любой позе на растяжку и гибкость есть три стадии изменения фор-
мы, первая – когда я произвольно принимаю доступную телу форму.
Ей сопутствует начальный вид релаксации – луч внимания скользит по
телу, снимая мышечные зажимы. Когда мышцы в целом расслаблены и
началась релаксация ментальная, тело начинает спонтанно оседать – это
вторая стадия движения в форме – непроизвольное. Когда она заверша-
ется, первое внимание сменяется вторым. При этом в любой «сидячей» либо «лежачей» асане сохранен минимальный тонус мышц, удерживающих
форму и положение тела в пространстве. Минимизация количества
задействованных мышц является одним из признаков мастерства. В итоге
остается обесточенное сознание (начальная стадия ЧВН) и полная физиче-
ская неподвижность, сквозь которую едва «просвечивает» работа дыхания
и сердца. Это момент истины: тело зависает у границы формы (без ощу-
щений!), дальше которой оно сегодня не может согнуться, либо на рабо-
тающем мышечном «каркасе» (в силовых позах). Со временем возникает
и третья стадия – начинает двигаться сама упомянутая граница, идет гомео-
патический прирост общей гибкости вплоть до пределов, свойственных
данному организму. Это не чья-то чужая, но собственная, природная гиб-
кость, которая является такой же константой, как давление крови.
Итак, выполнить асану грамотно – значит просто сделать ее так, как она
сегодня получается – и только, без желаний, старания и каких-либо ухищ-
рений. Если в отношении собственного тела есть умозрительные вариан-
ты подгонки под какой-либо образец – все они ошибочны. Это знали уже
в древнем Китае, эпоха Сун оставила притчу о нетерпеливом крестьянине,
недовольный медлительностью роста злаков, он тянул их за стебли до тех
пор, пока не выдернул из грядки («Общество и наука на Востоке и Западе»).
Полная ментальная релаксация – непременное условие успеха не толь-
ко в Хатха-йоге, но и в самьяме. Данное условие – торможение обычной
динамики сознания – является решающим!
Первый (основной) вариант входа в асану
Рассмотрим исполнительский алгоритм Пашимоттанасаны, примени-
мый также ко многим позам на растяжку, гибкость, и скручивание. Итак,
я уселся на коврик, вытянул вперед более или менее прямые в коленях
ноги, закрыл глаза, взялся руками за ступни (если это возможно, если
нет – перекинул за них кольцо из ремня и зацепился за него), полностью
расслабил тело. И наблюдаю, как туловище медленно и самопроизвольно
(под собственным весом) подается вперед и вниз, спина сохраняется при
этом (если это не вызывает неудобства) относительно прямой. Вскоре где-
то, неважно где – в пояснице, спине, подколенных сухожилиях, суставах
бедер – появляется локальное ощущение, это обозначился рубеж, перед
которым, точнее – на касании к которому движение следует остановить.
В неподвижности я продолжаю отпускать сознание и тело, и самопроиз-
вольное оседание туловища дальше, к прямым ногам может продолжить-
ся, ощущения как бы отступают, а я, отпуская туловище для дальнейшего
движения вперед и вниз, держусь перед границей возникновения ощу-
щений. Если граница перестала двигаться либо не двигалась изначально,
|
|
я просто замираю в таком положении и отключаюсь почти полностью,
оставаясь в конечной (на сегодня) форме асаны. Комфорт, полная физио
логическая и ментальная тишина, а также отсутствие каких-либо ощуще-
ний в теле – вот что имеет место быть. Как только где-то комфорт на-
рушился и где-то что-то начало возникать (нарушилась однородность
восприятия тела) – асана закончена и из нее следует выйти.