Не принимаются решения

Б орьба с мыслями недопустима,

установка должна быть примерно такой: «Отойди, мысль, после за-

нятий я тебя додумаю». Следует отрешенно, не втягиваясь в ментальный

поток созерцать то, что творится на экране ума. В качестве альтернатив

можно привязать внимание к движению воздуха в ноздрях, а если это сби-

вает дыхательный ритм – наблюдать за движением области солнечного

сплетения, грудной клетки либо непрерывно отпускать глаза.

Редко, но бывает так, что обращение внимания на тело открывает в нем

бездну странных ощущений, в которых можно утонуть. Это обусловлено

личными особенностями репрезентации, тогда следует привязывать вни-

мание только к поверхности тела, дыханию либо использовать внешние

зацепки: тиканье настенных часов, метронома, шум прибоя и т. д.

Три вида Внимания

Итак, доступная форма позы принята, глаза закрыты. Вначале прихо-

дится сканировать тело лучом внимания и в фокусе этого луча расслаблять

мышцы усилием воли – условно назовем эту стадию первым вниманием.

Пока не наработан автоматизм, сканирование приходится постоянно по-

вторять. Это не разовый акт, но процесс: как только луч внимания сме-

стился, мышцы в покинутой им области норовят напрячься заново.

Когда поза стала привычной, ощущений нет (либо они растворены)

и наступила физиологическая тишина, внимание начнет «расплывать-

ся» вместе с сознанием, превращаясь в своеобразный экран, на котором

как бы «высвечивается» всё тело целиком. Сознание (осознание) тела

становится телом сознания – назовем это условно вторым вниманием

или начальной стадией ЧВН. Если при этом появляются ощущения от

внутренних органов, значит, с ними есть проблемы, суть которых лучше

выяснить незамедлительно. Как только где-то в организме эта тишина

и однородность где-то нарушилась (ощутилось какое-то ее изменение. –

В. Б.), значит, время выдержки позы истекло. Сенсорные системы челове-

ческого организма могут работать только с событиями, которые называ-

ются изменениями!

Во всех асанах следует полностью отпускать мышцы лица, при этом

сама собой возникает слабая тень улыбки, которая задействует только

семнадцать мышц лица, а когда оно «твердое», их работает более сорока.

Одновременно с лицом расслабляются глаза, они, подворачиваясь куда-

то, сами находят оптимальное положение и перестают восприниматься.

Для кого-то привязка внимания к уже расслабленным глазам – актуальна

и вызывает общую релаксацию. Для некоторых любое обращение вни-

мания на глаза раздражает и напрягает еще сильнее, таким людям нужно

просто забыть о глазах и найти другие точки привязки внимания.

Любое нарушение пустоты (молчания) ума мгновенно отзывается мы-

шечной контрактурой в теле, и становится понятно, насколько сильна их

взаимосвязь. Углубление начального ЧВН, достигнутого в асанах, име-

ет место в самьяме, это третье внимание, натхи характеризуют его так:

«Йога – это быть мертвым, оставаясь живым» (конечно, лишь на время

практики). Можно сравнить это с метафорой христианских мистиков, па-

мятование о страстях, которые больше «не включаются», аскеты назвали

«животворящей мертвостью».

Стадии изменения формы

В любой позе на растяжку и гибкость есть три стадии изменения фор-

мы, первая – когда я произвольно принимаю доступную телу форму.

Ей сопутствует начальный вид релаксации – луч внимания скользит по

телу, снимая мышечные зажимы. Когда мышцы в целом расслаблены и

началась релаксация ментальная, тело начинает спонтанно оседать – это

вторая стадия движения в форме – непроизвольное. Когда она заверша-

ется, первое внимание сменяется вторым. При этом в любой «сидячей» либо «лежачей» асане сохранен минимальный тонус мышц, удерживающих

форму и положение тела в пространстве. Минимизация количества

задействованных мышц является одним из признаков мастерства. В итоге

остается обесточенное сознание (начальная стадия ЧВН) и полная физиче-

ская неподвижность, сквозь которую едва «просвечивает» работа дыхания

и сердца. Это момент истины: тело зависает у границы формы (без ощу-

щений!), дальше которой оно сегодня не может согнуться, либо на рабо-

тающем мышечном «каркасе» (в силовых позах). Со временем возникает

и третья стадия – начинает двигаться сама упомянутая граница, идет гомео-

патический прирост общей гибкости вплоть до пределов, свойственных

данному организму. Это не чья-то чужая, но собственная, природная гиб-

кость, которая является такой же константой, как давление крови.

Итак, выполнить асану грамотно – значит просто сделать ее так, как она

сегодня получается – и только, без желаний, старания и каких-либо ухищ-

рений. Если в отношении собственного тела есть умозрительные вариан-

ты подгонки под какой-либо образец – все они ошибочны. Это знали уже

в древнем Китае, эпоха Сун оставила притчу о нетерпеливом крестьянине,

недовольный медлительностью роста злаков, он тянул их за стебли до тех

пор, пока не выдернул из грядки («Общество и наука на Востоке и Западе»).

Полная ментальная релаксация – непременное условие успеха не толь-

ко в Хатха-йоге, но и в самьяме. Данное условие – торможение обычной

динамики сознания – является решающим!

Первый (основной) вариант входа в асану

Рассмотрим исполнительский алгоритм Пашимоттанасаны, примени-

мый также ко многим позам на растяжку, гибкость, и скручивание. Итак,

я уселся на коврик, вытянул вперед более или менее прямые в коленях

ноги, закрыл глаза, взялся руками за ступни (если это возможно, если

нет – перекинул за них кольцо из ремня и зацепился за него), полностью

расслабил тело. И наблюдаю, как туловище медленно и самопроизвольно

(под собственным весом) подается вперед и вниз, спина сохраняется при

этом (если это не вызывает неудобства) относительно прямой. Вскоре где-

то, неважно где – в пояснице, спине, подколенных сухожилиях, суставах

бедер – появляется локальное ощущение, это обозначился рубеж, перед

которым, точнее – на касании к которому движение следует остановить.

В неподвижности я продолжаю отпускать сознание и тело, и самопроиз-

вольное оседание туловища дальше, к прямым ногам может продолжить-

ся, ощущения как бы отступают, а я, отпуская туловище для дальнейшего

движения вперед и вниз, держусь перед границей возникновения ощу-

щений. Если граница перестала двигаться либо не двигалась изначально,

я просто замираю в таком положении и отключаюсь почти полностью,

оставаясь в конечной (на сегодня) форме асаны. Комфорт, полная физио

логическая и ментальная тишина, а также отсутствие каких-либо ощуще-

ний в теле – вот что имеет место быть. Как только где-то комфорт на-

рушился и где-то что-то начало возникать (нарушилась однородность

восприятия тела) – асана закончена и из нее следует выйти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: