Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского (1918-1970) разносторонне и многопланово. Его занимали разные аспекты воспитания молодого поколения: граждан­ское, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое в их органическом единстве.

На первое место в системе работы школы В. А. Сухомлинский ставил воспитание у школьников гражданственности и науч­ного мировоззрения. Он считал, что нравственные убеждения и чувства формируются, прежде всего, в деятельности на благо общества.

Проблема превращения знаний в убеждения — одна из самых сложных в процессе формирования мировоззрения. Убеждения не передаются механически вместе со знаниями, они вырабатываются на основе деятельной жизни коллектива и личности.

Необходимо, чтобы школа и семья открывали перед воспитанниками все источники, которые питают могучее чувство любви к Отчизне,— от любви к матери, отцу, к род­ному уголку земли (это самые первые ростки патриотизма) до готовности к самопожертвованию, если того потребуют интересы Родины.

В конечном счете, нормы морали должны превратиться в привычки - только при этом условии они ста­новятся подлинным приобретением личности. Отсюда и задача школы — обогащение своих питомцев опытом борьбы за нравственные идеалы, создание такой обстановки, которая всемерно способствовала бы развитию гражданской, интеллектуальной, творческой активности учащихся.

Пропагандировавшийся В. А. Сухомлинским гуманизм по своей природе имеет коллективистский характер. Поэтому гуманистическое воспитание возможно только в коллективе и через коллек­тив.

Моральные принципы и, прежде всего, коллективизм предполагают заботливое отношение человека к человеку, которое должно проявляться в конк­ретных делах: самая большая человеческая радость — жить для людей. В. А. Сухомлинский никогда не абсолютизировал добро, не игнорировал его социальной сущности. Нужно быть добрым для людей, которые заслуживают добра.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он говорил, что самым главным в его жизни была любовь к детям.

В монографии «Духовный мир школьника» он на большом фактическом материале проанализировал процесс интеллектуального, нравственного, эстетического формирования человека в годы детства, отрочества и ранней юности. На многочисленных примерах он раскрыл психологию мальчиков и девочек разного возраста и разной жизненной судьбы, охарактеризовал особенности развития их восприятия, мышления, чувств, интересов, потребностей, стрем­лений, волевых процессов, речевой деятельности.

С этим тесно связаны мысли Сухомлинского о мудрой власти наставников детей, об умении дорожить детским доверием, щадить беззащитность ребенка, быть для него воплощением добра и спра­ведливости. Без этих качеств не может быть учителя. Особый интерес вызывают такие суждения В. А. Сухомлинского: не следует идеали­зировать детей, необходимо уже с первых дней школьного обучения ставить перед ними четкие, ясные и твердые требования.

Гуманистические убеждения В. А. Сухомлинского неотделимы от его убежденности в могущественной силе воспитания. Он заявлял, что нет ребенка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым. Вера в ребенка, говорил он,— это фундамент педагогического оптимизма.

В А. Сухомлинский рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив — это всегда идейное объединение, которое имеет определенную органи­зационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотруд­ничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответ­ственности каждого за всех и всех за каждого. Воспитание в коллективе не исключает и индивидуальной рабо­ты с учащимися, индивидуального подхода к ним. Необходимо создавать условия для того, чтобы каждый член коллекти­ва сохранил свою индивидуальность.

По Сухомлинскому, непосредственное влияние воспитателя на воспитанника — такой же необходимый и важный фактор воспитания, как и влияние коллектива. Коллективная одухотворенность, коллективное настроение, коллективные переживания — великая сила, которая должна органически сочетаться с разумным индивидуальным воздействием воспитателя.

Благодаря многогранным взаимовлияниям в коллективе обогащается как индивидуальность, так и сам коллектив. Поэтому логика коллективистского воспитания должна строиться по принципу: от коллектива к личности и от личности к коллективу.

Нельзя воспитать человека, считал В. А. Сухомлинский, ничего не требуя от него, не формируя в его сознании понятий «нужно», «должен», «обязан». Воспитание долга и ответственности перед коллективом, обществом невозможно без высоких требований к личности.

В подходе Сухомлинского к проблеме наказаний имела место определенная эволюция его взглядов. В начале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием.

Для дидактических воззрений и практики Сухомлинского было характерно единство процессов воспитания и обучения детей. Он придавал первостепенное значение развитию у школьников сознательного отношения к учению, к овладению знаниями как важнейшей жизненной потребности.

Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуа­ции, доступные для решения школьниками соответствующего воз­раста.

В. А. Сухомлинский считал очень важным держать педагоги­ческий процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, что­бы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны, и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского кол­лектива и т. п. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Органической частью дидактической системы, применявшейся В. А. Сухомлинским, является трудовое воспитание в широком смысле этого понятия и практическое осуществление принципов по­литехнического обучения во всем их многообразии. Он считал, что уже в школьные годы должна практически решаться задача сближе­ния труда умственного с трудом физическим. Трудолюбие как важ­нейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физи­ческого труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство, т.е. высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, воспитателя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности.

В. А. Сухомлинский много сделал для повышения педагогической культуры учителя. Вся система идей, которые он пропагандировал в своих произведениях, сориентирована не только на решение се­годняшних задач школы, но одновременно и на развитие педагоги­ки завтрашнего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: