double arrow

Объект педагогической деятельности


Цель педагогической деятельности.

Компоненты педагогической деятельности

Как и каждая деятельность, педагогическая включает следующие компоненты:

- цель;

- средства;

- объект;

- субъект.

Рассмотрим компоненты педагогической деятельности.

ВО - ПЕРВЫХ: Цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатах своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности учащихся. Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам в соответствии с существующими условиями.

ВО - ВТОРЫХ: Деятельность учителя есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью, это своеобразная мета - деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся. Таким образом, специфика цели педагогической деятельности в том, что она должна стать и целью педагога, и целью ученика. В этом сущность мета-деятельности.

В - ТРЕТЬИХ: Управление деятельностью другого человека (воспитанием, обучением) сложно потому, что цель педагога всегда становится объективной в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна учителю. Он требует: “Ты должен знать, уметь, делать”. С другой стороны, в то же время дети живут сиюминутной жизнью, проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Один из известных педагогов называет это противоречие “основной трагедией воспитания”. Педагог живет в современности, а строит будущее.




Объект педагогической деятельности - человек, “тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности - ум, чувства, воля, убежденность, самосознание”, по выражению В.А.Сухомлинского.

Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

- Человек - не мертвый материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по-разному относиться к педагогическому воздействию.

- Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно и требует постоянного творческого поиска.

- Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременную корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т. е. организацию воспитания, перевоспитания и самовоспитания.







Сейчас читают про: