Позитивные | Негативные |
• Разрушение тоталитарной системы • Создание постоянно действующего парламента • Начало демилитаризации страны • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав • Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания | • Обострение межнациональных противоречий • Распад СССР • Ухудшение продовольственного обеспечения страны • Ослабление власти в центре и на местах |
Перестройка в СССР
М.С.Горбачев 11марта 1985г. Избран генсеком после смерти Черненко.
Из крестьянской семьи, закончил МГУ юр. факультет, комсомольский и парт. деятель. С 1978г. 1 из секретарей ЦК КПСС, в 1980г. – член Политбюро; женат. Раиса Максимовна активно участвовала в полит. карьере мужа
В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.
Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис, Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название «перестройка» (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.
Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем.
Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание.
Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казаться что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х — начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы — выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных — за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...
Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, — никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции». --£
Иными словами,(перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.
Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.
Задачи:
1) «интенсификация произ-ва на основе внедрения достижений НТП, совершенств-ии упр-я, укрепл-е организ-ти и дисциплины в эк-ке»
2) Расширение демократ. основ, разв-е гласности в общ-ве
3) Пересмотр внешнеполит. доктрины: ни классовое противоборство, а очарвярш сотр-во различных полит. систем
Расстановка сил накануне перестройки | ||
«консерваторы – брежневцы»: Гришин, Романов, Рашидов, Кунаев | «Большевики – обновленцы»: ранее Андропов, Громыко, Чебриков (Председатель КГБ), Г. Лигачев, Г. Алиев | Реформаторы: Горбачев, Рыжков, Яковлев Шеварнадзе |
Заговор мирового империализма с целью ослабления и развала СССР как великой державы | реформы не должны ни в коем случае менять полититические основы, только экономические реформы | Объективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах общества |
Очевидно было, что такой расклад политических сил накануне реформ, будет затруднгять их проведение.
Попытки экономических преобразований
У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимости, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.
Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического разви-тия> страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое новление производства и достижение мирового уровня производи-ельности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институт* Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В о чественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальнь вложений, по тем временам это были огромные средства.
Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки виделИ необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности. Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государстве приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного персонала и практически не отразилось на качестве товаров.
В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом по-Влияли на ход перестройки.
К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радио-гивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.
Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.
Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.
Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:
• перевод предприятий на полный хозрасчет;
• радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;
• коренное изменение планирования;
• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;
• создание новых организационных структур управления;
• всемерное развитие демократических основ управления, широкое
• внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.
Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями. Но реального воплощения эти меры практически не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.
Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.
К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы (схема 262).
Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая — группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.
Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие Директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось административным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и пост пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.
В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ- Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по по-видимому, было весьма утопично.
Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.
Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские то-Вары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко-н°мике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране наелись забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные Районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические тРебования (улучшение материального положения, расширение само-Ст°ятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и п°литические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряют сов поляризации общества и возрастания накала бопьбк °Я
ких сил. |
П
В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию М Г чев принял решение о реорганизации Совета Министров Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-мини С°ЗДании назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу п бЫл рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались °Аа к разгосударствлению и приватизации собственности, стабилиз ^Ы П° нансово-кредитной системы, привлечению иностранного капи И т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввил * И ледовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., рнаспад СССР).