Противоречивый характер итогов перестройки

Позитивные Негативные
• Разрушение тоталитарной системы • Создание постоянно действующего парламента • Начало демилитаризации страны • Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния держав • Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания • Обострение межнациональных противоречий • Распад СССР • Ухудшение продовольственного обеспечения страны • Ослабление власти в центре и на местах

Перестройка в СССР

М.С.Горбачев 11марта 1985г. Избран генсеком после смерти Черненко.

Из крестьянской семьи, закончил МГУ юр. факультет, комсомольский и парт. деятель. С 1978г. 1 из секретарей ЦК КПСС, в 1980г. – член Политбюро; женат. Раиса Максимовна активно участвовала в полит. карьере мужа

В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновле­нию в результате закулисной борьбы к власти пришло новое полити­ческое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис, Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает присту­пить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит на­звание «перестройка» (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при реше­нии сложных социально-экономических и политических проблем.

Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, при­дав ей второе дыхание.

Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: «Только на первый взгляд может казать­ся что все было тогда нормально. Уже в конце 70-х — начале 80-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производитель­ности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На едини­цу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, не­исчерпаемые трудовые ресурсы — выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных — за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затра­ты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...

Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отрасля­ми тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, — никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в ре­гионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции». --£

Иными словами,(перестройка была вызвана объективной необходи­мостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сфе­рах жизни общества.

Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.

Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Задачи:

1) «интенсификация произ-ва на основе внедрения достижений НТП, совершенств-ии упр-я, укрепл-е организ-ти и дисциплины в эк-ке»

2) Расширение демократ. основ, разв-е гласности в общ-ве

3) Пересмотр внешнеполит. доктрины: ни классовое противоборство, а очарвярш сотр-во различных полит. систем

Расстановка сил накануне перестройки
«консерваторы – брежневцы»: Гришин, Романов, Рашидов, Кунаев «Большевики – обновленцы»: ранее Андропов, Громыко, Чебриков (Председатель КГБ), Г. Лигачев, Г. Алиев Реформаторы: Горбачев, Рыжков, Яковлев Шеварнадзе
Заговор мирового империализма с целью ослабления и развала СССР как великой державы реформы не должны ни в коем случае менять полититические основы, только экономические реформы Объективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах общества

Очевидно было, что такой расклад политических сил накануне реформ, будет затруднгять их проведение.

Попытки экономических преобразований

У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимос­ти, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому пер­воначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в на­родном хозяйстве использовались подходы, традиционные для совет­ской административно-командной системы.

Первым практическим шагом на пути к реформированию стали ре­шения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического разви-тия> страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое новление производства и достижение мирового уровня производи-ельности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институт* Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В о чественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальнь вложений, по тем временам это были огромные средства.

Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки виделИ необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности. Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государстве приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного пер­сонала и практически не отразилось на качестве товаров.

В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, осно­ванная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате суще­ственно сократились поступления в госбюджет. Социальные и эконо­мические издержки такой инициативы самым негативным образом по-Влияли на ход перестройки.

К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радио-гивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало ис­кать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, со кращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосу­дарственного сектора.

Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направ­ления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верхов­ного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Ми­нистров утвердил постановление о перестройке планирования, ценооб­разования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за ра­дикальную экономическую реформу, относились следующие:

• перевод предприятий на полный хозрасчет;

• радикальная перестройка централизованного руководства эконо­микой;

• коренное изменение планирования;

• реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;

• создание новых организационных структур управления;

• всемерное развитие демократических основ управления, широкое

• внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые го­ризонтальные связи с другими организациями. Но реального воплоще­ния эти меры практически не получили, сохранялся диктат централь­ных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствова­ла система поставок по «лимитам», отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства това­ров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направле­ния сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возму­щалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального харак­тера отношений в этом секторе экономики.

К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова нако­нец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реаними­ровать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной эконо­мике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы (схема 262).

Одна программа была предло­жена правительством Н.И. Рыжкова, а другая — группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие Директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение при­давалось реформе цен, согласно которой предполагалось администра­тивным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января 1991 г., а на хлеб — с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость админис­тративных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и пост пенное, поэтапное введение рыночных механизмов.

В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в госу­дарственном и общественном регулировании с целью упреждения та­ких негативных последствий, как нестабильность производства, чрез­мерная имущественная и социальная дифференциация, неравномер­ность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ- Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по по-видимому, было весьма утопично.

Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было по­ручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный доку­мент «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», который носил декларативный харак­тер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыноч­ной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий то­варный дефицит и введение талонов на основные потребительские то-Вары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной эко-н°мике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране на­елись забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные Районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические тРебования (улучшение материального положения, расширение само-Ст°ятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и п°литические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряют сов поляризации общества и возрастания накала бопьбк °Я

ких сил.

П

В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию М Г чев принял решение о реорганизации Совета Министров Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-мини С°ЗДании назначен B.C. Павлов, который разработал свою программу п бЫл рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались °Аа к разгосударствлению и приватизации собственности, стабилиз ^Ы П° нансово-кредитной системы, привлечению иностранного капи И т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввил * И ледовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., рнаспад СССР).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: