Прапорщики в русской армии и в наши дни

УТВЕРЖДАЮ

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 41453

Подполковник

А. Иванников

«___»_____________2003 года.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

проведение занятия с прапорщиками войсковой части 41453

по общественно-государственной подготовке

Тема: «Прапорщики в истории русской армии».

Цели: 1.Рассказать военнослужащим о прапорщиках в русской армии.

2. Раскрыть роль прапорщика в создании здорового мо­рально-психологического климата в воинском коллективе.

3. Воспитывать у прапорщиков высокие боевые и морально-психологические качества.

Метод: рассказ

Время: 6 часов.

Место: Комната досуга.

Материальное обеспечение: план – конспект.

Учебные вопросы:

1. Прапорщики в русской армии и в наши дни.

2. Роль прапорщика (мичмана) в создании здорового мо­рально-психологического климата в

воинском коллективе.

Ход занятий:

1. Вводная часть – 5 минут.

- принимаю доклад о готовности к занятиям;

- проверяю наличие личного состава;

- довожу тему и цель занятий.

2. Основная часть – 1 час 10 минут.

- довожу материал под запись.

3. Заключительная часть – 5 минут.

- подвожу итог занятий;

- довожу тему и цель следующего занятия.

Прапорщики в русской армии и в наши дни.

"Профессия защищать Отече­ство" в нашей стране имеет мно­говековую историю. Она была всегда не только государственно значимой, но и престижной как самое достойное благородного человека занятие.

Со школьных лет мы помним строки из пушкинской "Полта­вы":

Сии птенцы гнезда Петрова... Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин...

Ближайший сподвижник Пет­ра I, Яков Вилимович Брюс, на протяжении многих лет разде­лявший с императором все труды по созданию регулярной русской армии, - яркая фигура в отечест­венной военной истории. Но ма­ло кто знает, что был он одним из первых российских прапор­щиков.

Начав службу прапорщиком, Брюс завершил ее генерал-фельдмаршалом, уйдя в отставку уже после смерти Петра I.

Первые прапорщики появи­лись в русской армии в середине XVIIвека. Слово это происходит от древнеславянского "прапор", что буквально означает "развевающееся на древке полотнище -стяг, знамя. Прапорщиками ста­ли называться знаменщики, на­значавшиеся из числа наиболее мужественных, физически креп­ких, проверенных в боях воинов. Однако вначале это отнюдь не считалось воинским званием в нашем привычном понимании (см. схему).

Долгое время на Руси вообще не было постоянных персональ­ных воинских званий. "Воеводы" (начальники войсковых соедине­ний, соответствующих нынеш­ним армиям, корпусам, дивизи­ям), "головы" (их можно прирав­нять к современным командирам отдельных частей) и "сотники" (равные ротным и эскадронным командирам) назывались так по должности. И присваивались эти звания только на время похода.

Такая практика существовала вплоть до военной реформы Ивана IV(Грозного), осуществ­ленной в середине XVIвека. Тог­да были учреждены постоянные войска, военнослужащих этих войск стали называть стрельца­ми, а их командиры получали постоянные звания стрелецких "голов" и "сотников".

Персональные звания "началь­ных людей" пришли к нам с За­пада в XVIIвеке. Широкое же распространение военные чины западноевропейского типа полу­чают в русской армии с введени­ем в ней во второй половине XVIIвека "полков нового строя".

В 1672 г. были известны уже следующие воинские звания, об­щие для всех родов войск: пол­ковник, полуполковник (помощ­ник полковника), капитан (ко­мандир роты), поручик (офицер для поручений, помощник капи­тана), прапорщик - ротный зна­меносец. В случае надобности он заменял поручика и имел по­мощника, или ассистента, в лице подпрапорщика унтер-офицер­ского звания.

Многосторонняя реформатор­ская деятельность Петра Iкосну­лась и армейских чинов, что на­шло свое отражение в воинском уставе, принятом в 1716 г. Устав подразделял воинские чины на 4 группы: генералы, штаб-офице­ры, обер-офицеры и унтер-офи­церы. А 24 января 1722 г. всту­пил в силу законодательный акт, который лег в основу всей систе­мы чинопроизводства в России, - "Табель о рангах всех чинов воин­ских, статских и придворных, ко­торые в каком классе чины ".

"Табель о рангах "устанавливала три основные линии государст­венной службы - воинскую, стат­скую и придворную, номенкла­туру чинов по каждой из них и их иерархию. Основное назначе­ние этого закона заключалось в том, чтобы внести четкую орга­низационную структуру в катего­рию лиц, находящихся на госу­дарственной службе, и придать ей привлекательность.

В "Табели о рангах" устанавли­валось 14 классов: для армии - от генерал-фельдмаршала (1-й класс) до фендрика (14-й класс), в гвардии - от полковника (4-й класс) до фендрика (12-й класс), в артиллерии и инженерных вой­сках - от генерал-фелышейхмейстера (2-й класс) до фендрика-инженера (14-й класс).

Как видим, все перечни офи­церских званий замыкались явно не русским по проис­хождению званием фендрик.

Это слово - производное от немецкого названия, означав­шего в буквальном переводе "знаменщик". Как и некото­рые другие из установленных "Табелью" иноязычных воин­ских чинов, звание фендрик не привилось в русском воен­ном лексиконе. В 40-х годах XVIIIвека, при императрице Елизавете Петровне, оно бы­ло заменено на ранее извест­ное и привычное - прапор­щик. Это звание стало пер­вым обер-офицерским чином. Обладателю его оно давало право на потомственное дво­рянство.

На первый взгляд может показаться, что петровская "Табель о рангах" принижала роль гвардии в русской ар­мии. В действительности же дело обстояло как раз наобо­рот. Гвардия, по замыслу Пе­тра I, должна была стать шко­лой передовых методов обуче­ния солдат, кузницей команд­ных кадров. Это ее назначение проявилось и в указе 1714 г. "О непроизводстве в офицеры дво­рян, не служивших в гвардии сол­датом". Поэтому офицеры гвар­дии получили по "Табели" пре­имущество в два чина перед ар­мейскими офицерами, т.е. стоя­ли в "Табели" на два класса вы­ше. Прапорщик гвардии прирав­нивался по классу к поручику армии, подпоручику в артилле­рии и инженерных войсках. А артиллерийский прапорщик и прапорщик инженерных войск к подпоручику армии.

Необходимо отметить, что в старину редкий генерал не слу­жил в молодости прапорщиком. Это звание с честью носили мно­гие из офицеров, именами кото­рых гордится Отечество. Среди них, например, декабристы Александр Бестужев, Михаил и Никита Муравьевы и другие до­блестные сыны России. Прапор­щиками также начинали воен­ную карьеру А. Василевский, Ф. Толбухин - будущие Маршалы Советского Союза, выдающиеся полководцы Великой Отечест­венной войны. За боевые отличия в Первой мировой войне в подпрапорщики был произведен кавалер четырех Георгиевских крестов В. Чапаев. А прапорщик Н. Крыленко 9 ноября 1917 г. был назначен первым советским Верховным Главнокомандую­щим.

Но вернемся в петровские вре­мена. В своих уставах, многочис­ленных приказах и обращениях к армии Петр Iтребовал от офице­ров высоко держать честь своего воинского звания и быть приме­ром для подчиненных. Он гово­рил, что авторитет командира ос­новывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дис­циплине. Неоднократно Петр Iподчеркивал, что командир дол­жен не только "иметь постоянное попечение об одежде и пище солдатской", но и "справедливо относиться к солдату", памятуя, что "солдат является основной силой армии".

В этом отношении весьма по­учительны требования приказов и уставов Петра Iк офицерским чинам: "Офицеры суть солдатам яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать"; "Пра­порщику подобает во все дни немощных посещать и смот­реть, нет ли в чем либо недо­статка. Ему подобает великую любовь к солдатам- иметь, и, когда они в наказание впадут, тогда ему об них бить челом вольно".

Принципиальное значение имел еше один петровский указ от 1719 г. В нем строго оговаривалось: 1) "чтобы ни­какого человека, ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дво­рян, которые не будут в сол­датах в гвардии; 2) чтобы че­рез чин никого не жаловать, но порядком чин от чину воз­водить; 3) чтобы выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов".

Во времена Петра Iдворяне и не дворяне начинали службу рядовыми, последовательно проходя ее ступени. Проходи­ли они и через чин подпра­порщика. По уставу 1716 г. этот чин относился к группе

унтер-офицерских, т.е. младших офицерских (обладатели их на самом деле офицерами не явля­лись). А с 1800 г. подпрапорщи­ками стали именовать всех ун­тер-офицеров пехоты - выходцев из дворян. Так было на протяже­нии 80 лет. 22 августа 1880 г. вы­шел приказ по военному ведомству № 252, которым устанавливался новый порядок присвоения зва­ния подпрапорщик. Теперь оно присваивалось выпускникам юнкерских училищ, направлявшим­ся "в части пехоты и других ро­дов войск". Подпрапорщики подчинялись непосредственно ротным командирам. На них воз­лагалось исполнение обязаннос­тей младших офицеров. По сво­им правам они во многих отно­шениях были приравнены к офицерам, подвергались тем же дисциплинарным взысканиям, что и поручики, прапорщики. Вообще же чин подпрапорщика рассматривался как промежуточ­ный, временный на период ожидания вакансий для произ­водства в офицеры выпускников юнкерских училищ. А с 1906 г. в подпрапорщики стали произво­дить исключительно сверхсроч­ных унтер-офицеров, успешно окончивших войсковую школу.

В 1884 г. Россия осуществила общую реформу военного чино­производства. 30 августа "в целях установления большего единства и правильности в системе млад­ших обер-офицерских чинов" звание прапорщика на мирное время было упразднено. Оно со­хранялось лишь для офицеров запаса на военное время. Сдела­ли это по примеру иностранных армий, в которых чин прапор­щика тоже отменялся, а первым офицерским чином являлся под­поручик. А ношение знамени по­ручалось унтер-офицерам.

По реформе 1884 г. состояв­шим в армии прапорщикам пре­доставлялся выбор: уйти в запас или сдавать экзамен на чин под­поручика. Двумя годами позже военное ведомство приказом № 55 от 13 марта 1886 г. ввело "Временное положение о прапор­щиках запаса армии". Это звание присваивалось вольноопределя­ющимся 1-го разряда с высшим или средним образованием и ун­тер-офицерам, выдержавшим со­ответствующий экзамен. Они производились в особых войско­вых комиссиях один раз в году - в конце лагерных сборов. Пред­метами экзамена для присвоения чина прапорщика являлись: 1) уставы и законоположения; 2) полевая служба; 3) сведения об огнестрельном оружии; 4) сведе­ния по укреплению местности. По всем этим предметам требу­ются познания, необходимые для сознательного и отчетливого ис­полнения обязанностей пехотно­го обер-офицера.

Точно так же устанавливались экзамены для прапорщиков за­паса инженерных войск, кавале­рии и артиллерии. Они проводи­лись по 12-балльной системе. Выдержавшим экзамены считал­ся тот, кто получал средний балл не менее 8. В военное время ун­тер-офицеры с высшим и сред­ним образованием за боевые от­личия могли получить звание прапорщика и без экзаменов, но только "в случае собственного желания воспользоваться этим чином". В свою очередь прапор­щики за боевые отличия могли быть "произведены в дальнейшие офицерские чины на следующих основаниях: 1) если прапорщик удостоится получить орден Свя­того Георгия, то одновременно с ним он производится в подпору­чики (корнеты в кавалерии) и получает право на дальнейшее производство в чины, не обязы­ваясь уже держать полного офи­церского экзамена; 2) получив­шие другой орден или золотое оружие - держат полный офи­церский экзамен".

Первая мировая война поста­вила в строй тысячи прапорщи­ков запаса. В действующей ар­мии они обычно назначались ко­мандирами взводов и на другие равные им должности. Ближе всех стоявшие к солдатам, пра­порщики делили с ними и ра­дость побед, и горечь военных неудач, первыми поднимались в атаку. Вовсе не случайно "Но­вейший военный песенник", из­данный в 1916 г., открывался песней "Прапорщик", в которой были такие слова:

Вот прапорщик юный

со взводом пехоты Старается

знамя полка отстоять... Остался один

он из всей полуроты, Но нет! Он не будет

назад отступать!..

Не менее почетно и звание ми­чман, впервые введенное также Петром Iна заре зарождения русского флота. "Мичман" (от английского midshipman) - воинское звание или чин. В переводе на русский язык означает "кора­бельный человек", буквально "человек середины корабля". Та­кое должностное лицо на флоте было необходимо для оказания помощи командиру корабля в управлении судном. В русском флоте это был первый офицер­ский чин, который присваивался гардемаринам, успешно окон­чившим морской кадетский кор­пус.

Слава нашего отечественного флота, одержавшего в морских сражениях ряд блистательных побед, неразрывно связана с именами многих мичманов. Так, в знаменитом сражении при Че-сме в 1770 г. отличился мичман А. Гагарин. На брандере (специ­альном судне, загруженном взрывчатыми веществами) он подошел к противнику, поджег брандер и направил его на турец­кие корабли. Звание мичмана носил и выдающийся русский флотоводец П. Нахимов.

Звание это сохранилось и в советском Военно-морском флоте - до введения института мичманов оно относилось к ка­тегории старшинского состава (1941-1945 гг.), а с 1972 г. - зва­ние военнослужащих, отслужив­ших действительную военную службу в качестве специалистов (помощников офицеров). Зва­ние мичман получали на флоте старшины, прослужившие не один год. Большинство из них были сверхсрочнослужащими и выполняли на кораблях самые разнообразные и сложные обя­занности. Артиллерийское и торпедное оружие, главные и вспомогательные корабельные механизмы обслуживались ко­мандами, возглавляемыми мич­манами. Мичманское звание но­сили также главные боцманы, непосредственно отвечающие за порядок на корабле.

Военное дело во все времена развивалось и продолжает разви­ваться по своим объективным за­конам, которые всегда были и остаются сильнее субъективной воли политиков. Совершенство­вание военной техники, особен­но во второй половине XXвека, предъявляло все более высокие требования к профессиональной подготовке армейских кадров. Сама жизнь продиктовала необ­ходимость возрождения такой категории военнослужащих, как прапорщики. С 1 января 1972 г. в советских Вооруженных Силах введен институт прапорщиков. Правительством было утвержде­но соответствующее положение. В нем, в частности, говорилось, что на военную службу в качест­ве прапорщиков принимаются в добровольном порядке лучшие солдаты и сержанты, отслужив­шие действительную воинскую службу, а также военнообязан­ные, не имеющие офицерского звания. С учетом опыта службы, военной подготовки, образова­ния и других факторов им могло быть присвоено звание прапор­щик или мичман без прохожде­ния специального курса обуче­ния.

Необходимо отметить, что для подготовки квалифицированных командиров и специалистов в ар­мии и на флоте были созданы школы прапорщиков и мичма­нов, в которых преподавались основы методики боевой подго­товки, военной педагогики и психологии, ряд военных дис­циплин.

Ныне прапорщикам и мичма­нам отводится роль ближайших помощников офицеров в обуче­нии и воспитании солдат и сер­жантов. Это военные профессио­налы высокого класса, в совер­шенстве владеющие боевой спе­циальностью и в силу этого спо­собные применять принцип обу­чения воинов - практический показ и личный пример.

2.Роль прапорщика (мичмана) в создании здорового мо­рально-психологического климата в воинском коллективе.

Сегодня наши Вооруженные Силы, как и вся страна, пережи­вают времена трудных перемен, и поэтому от решения назревших проблем зависит уровень оборо­носпособности государства. На повестку дня ставится вопрос о профессиональной армии. Не­трудно представить себе, как ве­лика и ответственна будет в ней роль прапорщиков и мичманов - поистине золотого фонда воен­ных профессионалов.

На прапорщиков и мичманов возлагаются весьма ответственные обязанности. Прежде всего они, как и все военнослужащие Вооруженных Сил РФ, должны добросовестно служить Отечест­ву, мужественно и умело защи­щать государственные интере­сы, проявлять ответственное от­ношение к выполнению своего воинского долга и стойко пере­носить трудности военной службы.

Вполне понятно, что эту ответ­ственную и важную задачу мож­но решить тем успешнее, чем глубже, точнее и строже прапор­щики и мичманы будут знать и выполнять российские законы, соблюдать требования военной присяги, воинских уставов.

Прапорщики и мичманы явля­ются начальниками для всех сол­дат, матросов, сержантов и стар­шин одной с ними части (кораб­ля). Многие из них командуют взводами, являются старшинами рот и активно участвуют в обуче­нии и воспитании подчиненных, сплачивают воинские коллекти­вы, поддерживают в них здоро­вую моральную атмосферу. От их усилий во многом зависят дис­циплина солдат и матросов, бое­вая готовность подразделений, частей и кораблей.

Особая роль отводится прапор­щикам и мичманам, занимаю­щим командные должности. От них требуются высокие органи­заторские способности и умелое руководство подчиненными в любой обстановке. Прапорщик или мичман в первую очередь сам должен неукоснительно со­блюдать требования уставов и наставлений, показывать личный пример во всем и всегда. Необ­ходимо подчеркнуть исключи­тельную важность личного при­мера прапорщика (мичмана) в деле организации воспитания солдат и матросов. Личный при­мер - лучшая форма воздействия на подчиненных.

Высокая дисциплинирован­ность прапорщика, помножен­ная на воинское мастерство и опыт, служит хорошим приме­ром для подчиненных, вызывает стремление во всем подражать ему, укрепляет моральный дух солдат и сержантов, вселяет уве­ренность в успешном выполне­нии служебных обязанностей.

Успех деятельности прапорщи­ков в немалой степени зависит от их умения строить взаимоот­ношения с подчиненными. Ис­кусство руководства это прежде всего искусство управлять слож­ными человеческими отношени­ями, способность сплотить лич­ный состав в единый монолит­ный коллектив, умение распоря­диться теми правами, которые даны прапорщику уставами, по­буждать подчиненных к четкому выполнению воинского долга, совершенствованию боевого и служебного опыта.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от прапорщиков творческого применения разнообразных форм, методов и приемов воспи­тания военнослужащих с учетом индивидуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества во­ина, знать его мысли, настрое­ния.

В подразделении, карауле, вой­сковом наряде прапорщикам предоставляется хорошая воз­можность непосредственно на­блюдать за поведением подчи­ненных в трудных ситуациях. Здесь можно лучше оценить их выучку, морально-боевые каче­ства. Эти знания, наблюдения надо умело использовать в инди­видуальной воспитательной ра­боте с воинами, направляя их со­знание и волю на дальнейшее повышение боевой готовности подразделения, укрепление во­инской дисциплины.

Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и на­чальника, предусмотренная Ус­тавом внутренней службы Воору­женных Сил РФ. Разумно ис­пользуя метод индивидуального подхода к подчиненным, пра­порщики формируют из разных по уровню подготовки, духовно­му складу и физическому разви­тию молодых людей дружные, спаянные едиными целями во­инские коллективы.

Чутко и внимательно отно­ситься к людям, проявлять оте­ческую заботу о них, решительно утверждать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных - в этом долг и обязанность каждого прапорщи­ка части.

Изучив и проанализировав ин­дивидуальные особенности своих подчиненных, прапорщик при­ступает к осуществлению инди­видуально-воспитательной рабо­ты.

Постоянной заботой прапор­щика должна стать и деятель­ность по формированию в под­разделении правильного общест­венного мнения, здоровой мо­ральной атмосферы, уставных взаимоотношений между воен­нослужащими. Войсковой опыт свидетельствует, что каждый пришедший в воинский коллек­тив имеет свои привычки, взгля­ды, вкусы, обусловленные вос­питанием в семье, школе. Ино­гда эти особенности личности могут вызвать у сослуживцев не­одобрение, раздражительность, высокомерное отношение. И здесь очень важно, чтобы каж­дый солдат и сержант с понима­нием, чуткостью, дружеским уча­стием и вниманием относился к товарищам, скромно и самокри­тично оценивал свои достоинст­ва, не подчеркивая своего пре­восходства, тактично помогал сослуживцу преодолеть труднос­ти. В этих условиях задача пра­порщика заключается в проду­манной и четкой организации служебно-боевой деятельности своего подразделения, равномер­ном распределении нагрузок между солдатами различных сро­ков службы, понимании настро­ения воинов, умении опереться на сержантов и актив коллекти­ва.

В создании здорового мораль­но-психологического климата подразделения немаловажное значение имеет умелая дисцип­линарная практика прапорщика.

При определении вины воен­нослужащего он должен принимать во внимание: характер про­ступка; обстоятельства, при ко­торых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания поряд­ка службы.

При наложении взыскания прапорщики должны помнить, что мера взыскания и сама фор­ма его наложения должны вос­приниматься не как действия, направленные на унижение че­ловеческого достоинства, военно­служащего, а как стремление по­мочь ему научиться управлять поведением, достойно вести се­бя. Необходимо приучить подчи­ненных не к боязни наказания, а к боязни совершать проступки.

Для воспитания дисциплини­рованности нужна правильная организация учебного процесса. Прапорщики должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала развитию у под­чиненных чувства долга, иници­ативы, высокой организованнос­ти и самостоятельности.

Таким образом, здоровый мо­рально-психологический климат - это сложный и творческий про­цесс формирования у военнослу­жащих качеств личности и при­вычек поведения. Суть его за­ключается в том, что на основе личного примера и профессио­нализма прапорщиков в коллек­тиве создаются необходимые ус­ловия повышения боевой готов­ности и укрепления воинской дисциплины.

"Прапор". Этим словом в ста­рину называли знамя. А тех, кто шел с ним впереди наступающих войск, именовали прапорщика­ми, знаменосцами. Они на про­тяжении всего исторического пе­риода развития армии были ок­ружены почетом, пользовались уважением. Сегодня они должны стать достойными продолжателя­ми традиций прапорщиков ста­рой русской армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: