Тема 6. Консультирование

Понятие консультирования. Цель консультирования. Риторические и юридические навыки, необходимые для проведения консультирования. Этапы консультирования. Понятие и значение прогноза последствий действий доверителя.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе». В.А. Сухомлинский.

Мы уверены, что у Вас не вызывает сомнение, что самым востребованным навыком юриста считается навык консультирования. Прежде всего, Вам необходимо усвоить, что консультированием считается процесс общения между юристом и посетителем только по поводу вариантов решения и последствий правовой проблемы, а также выявление путей и способов реализации выбранного варианта.

Вы узнали, что целью интервьюирования является получение от клиента наиболее полной информации, имеющей правовое значение.

Целями консультирования являются:

· показать доверителю все возможные варианты решения его проблемы;

· разъяснить возможные правовые последствия каждого варианта решения;

· помочь доверителю выбрать наиболее приемлемый для него вариант решения;

· помочь доверителю в реализации избранного варианта решения.

После изучения темы Вы должны уметь:

анализировать фактическую информацию,

показывать пути решения правовой задачи,

разъяснять клиенту правовую основу его проблемы и возможных решений,

прогнозировать последствия действий клиента.

Для изучения тем «Интервьюирование» и «Консультирование» Вам необходимо разобраться в разных типах и видах вопросов.

Прежде всего вспомните об открытых и закрытых вопросах. На первые мы отвечаем:

кто-почему-где-когда-благодаря чему, куда и т.д.? На вторые – «да» и «нет».

Вспомним еще о некоторых основных видах вопросов.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ – мы ставим собеседника в ситуацию ограниченного, но добровольного выбора из двух возможностей.

Позитивная цель – ограничение спектра возможных ответов для возможности сфокусироваться на каком-то предмете.

Негативная цель – сформулировать неправильную альтернативу.

НАВОДЯЩИЕ – предназначены для того, чтобы донести до собеседника какую-либо идею или намеренно внушить ему что- либо, притом так, чтобы он не успел это осознать.

Позитивная цель – повторное обсуждение ответа, логически уже вытекающее из разговора, с намерением усилить его.

Негативные – навязывание определенного, заданного в вопросе ответа; искусственное определение течения беседы при помощи несоответствующих действительности утверждений, запрещенных приемов, недопустимых обобщений и утрированных преувеличений.

Наличие слов: «однако», «даже», «разве», «итак»…

Позитивный: «Итак, по этому вопросу вы со мной тоже не согласны?»

Негативный: «Или Вы в самом деле имеете это в виду?»

ВОПРОСЫ УЛОВКИ – к данному типу вопросов относятся замаскированные расспросы о признаках, сообщениях, ссылках или обстоятельствах, которые, весьма вероятно, связаны с определенными компрометирующими собеседника фактами, что обнаруживается в итоге беседы.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – вопросы, не требующие ответа.

Позитивная цель – при помощи повтора подчеркнуть ответ оппонента. Риторические вопросы подчеркивают уже сказанное. «Должны ли они были из-за этого протестовать?»

Негативная цель – стремление высказать замечание. «Ведь нельзя же быть таким наивным?»

ВСТРЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ – когда отвечают вопросом на вопрос.

Позитивная цель – связать вопрос с контекстом:

уточнить цель заданного собеседником вопроса,

уточнить контекст.

«Что дало Вам повод задать этот вопрос?»

«Можно прежде услышать Ваше мнение?»

«Почему Вы задаете мне этот вопрос?»

Негативная цель – заставляет Вас оправдываться:

содержит ложное утверждение, касающееся Ваших личных качеств, вашей компетентности и т.д.,

повышает напряженность ситуации и вызывает стресс.

«Вы это сейчас серьезно сказали?»

ВОПРОСЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ МОТИВАЦИЮ – дают возможность побуждать к действию или создавать ситуацию, которая вызовет нужную ответную реакцию.

Позитивная цель – мотивация собеседника:

вовлечение партнера в дискуссию,

равноправие в распределении ролей.

«Что Вы как искушенный практик скажете насчет этой идеи?»

Негативная цель – попытки дискредитировать или спровоцировать собеседника:

«Вы правы, это не относится к Вашей компетенции, но ведь и Вы отняли часть нашего времени?»

Теперь вспомним составные монологической речи:

Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков и видов.

Повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий.

Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего. Рассуждение наиболее важная часть, напомню, что она строится по такой схеме:

посылка, содержащая главную мысль,

основная часть, содержащая мыслительные операции,

вывод, логически вытекающий из хода рассуждений.

Изучив эту тему, Вы должны уяснить цели, задачи, этапы консультирования, типы вопросов, а также основные части монологической речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: