Общая схема консультации

Профессиональное консультирование школьников

У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос: кем быть? Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях.

Для эффективного управления самоопределением молодежи выделяют показатели, характеризующие профессиональное самоопределение как процесс:

Информированность учащегося.

Знание структуры народного хозяйства и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).

2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии

Сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда.

3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной
области деятельности и конкретной профессии.

Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т. д.).

6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений,

(достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах,
склонностях и способностях).

7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности).

8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности, что подтверждается при необходимости заключением врача.

Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта.

Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию («хочу»), что может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»).

Профконсультант, используя специальные мето-дики, либо подтвердит выбор, либо посоветует молодому человеку реализовать себя в др. области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда.

Общая схема консультации

Потребность в индивидуальной профконсультации особенно проявляется в период, непосредственно предшествующий выбору профессии и учебного заведения. В этот период профессиональная консультация наиболее эффективна.

Цель: профконсультация направлена на актуализацию и осознание оптантом тех его представлений и качеств, которые оказывают влияние на его профессиональные планы.

Чем в меньшей степени решены задачи профориентации, тем более оптанты нуждаются в профконсультации и, как правило, тем сложнее ее задачи. Это вызвано увеличением объема информационной части профконсультации и, соответственно уменьшением объема консультации, связанного с изучением и формированием качеств и представлений оптанта.

Результатом профконсультации оптанта должен быть сформированный профессиональный план. Профессиональный план можно считать сформированным, если оптант выбрал профессию и учебное заведение, в котором он собирается ее получить, а также может назвать место, где будет работать, если не поступит в данное учебное заведение.

В ходе профконсультации решаются следующие общие задачи:

1)установить контакт с оптантом;

2)собрать сведения, необходимые для построения или коррекции его профессионального плана;

3)принять решение относительно подходящего для оптанта типа профессии и учебного заведения;

4)аргументировать данное решение, разработать альтернативные варианты профессионального плана;

5)окончательно согласовать с оптантом принятые решения, обобщить результаты, внести необходимые уточнения.

Сложность задач, стоящих перед профконсультантом, обусловлена факторами:

особенности личности оптанта,

степень его готовности к откровенному обсуждению с консультантом своих проблем,

степень выраженности склонностей и способностей оптанта,

наличие или отсутствие у него профессионального плана.

Типичные профконсультационные ситуации:

1) трудности, связанные с выбором профессии: незрелость личности для самостоятельного принятия решения, растерянность, неадекватные представления о профессии, противоречивость выборов и т. п.;

2) трудности, связанные с успеваемостью школьника: высокие притязания при слабой успеваемости, хорошие способности при низкой успеваемости и т. п.;

3) трудности, связанные с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде, задержка умственного развития и т п.;

4) трудности, связанные с состоянием здоровья: близорукость, тугоухость, заикание и т. п.

К лассификация профконсультационных ситуаций Е.А.Климова:

• наличия или отсутствия у оптанта профессионального плана;

• наличия или отсутствия у оптанта склонностей;

• согласованности профессионального плана оптанта с его склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Различные сочетания этих признаков образуют 17 профконсультационных ситуаций, внутри которых есть разновидности, зависящие от конкретный условий. В соответствии с подходом разработчика теории профконсультирования Наталии Федоровны Гейжан.

Ситуация, в которой отсутствует профессиональный план и не выражены склонности

Тип I. Оптант не имеет профессионального плана, его склонности не выражены.

Наибольший процент профконсультационных ситуаций относится именно к этому типу. Это наиболее сложные клиенты для профконсультанта, так как для них характерна мнимая неопределенность: с одной стороны, такой старшеклассник не знает, какую профессию выбрать, а с другой отвергает большинство предложений профконсультанта.

Задачи профконсультанта в данной ситуации:

1)выявить причины, в силу которых у оптанта отсутствуют планы и склонности;

2)провести профдиагностическое обследование;

3)предоставить обширную информацию о профессиях и ситуации на рынке труда;

4)проработать совместно с оптантом результаты профдиагностического обследования;

5)создать мотивационную основу для выбора профессии и учебного заведения;

6)помочь оптанту сделать выбор и сформировать профессиональный план.

Ситуации, в которых отсутствует профессиональный план, но склонности выражены

Тип II. Оптант не имеет каких-либо определенных намерений относительно профессионального плана.

В этой ситуации основная часть профессиональной консультации должна носить информационный характер. Информация должна содержать сведения не только о мире профессий, соответствующих склонностям оптанта, но и о спросе на эти профессии на рынке труда. Только после того как информационный блок консультации будет завершен, можно приступать к работе с мотивационной сферой оптанта.

Тип III. Оптант не стремится обязательно формировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями.

В этом случае выясняется мотивационная основа такой позиции оптанта. Возможны два варианта:

1)в основе такой позиции лежит серьезная причина, связанная с профессиональной непригодностью оптанта к деятельности в соответствии с его склонностями (например, плохое зрение);

2)в основе такой позиции лежит неправильное или не
точное представление о профессиях, соответствующих склонностям оптанта.

И в том, и в другом случае задачей профконсультанта является тщательная работа с мотивационной основой выбора оптанта. Сначала проводится анализ всех мотивов выбора профессии, а затем формируется ценностно-ориентировочная основа для построения профессионального плана оптанта.

Тип IV. Оптант стремится сформировать свой профессиональный план в соответствии со склонностями, которые не согласованы с ситуацией на рынке труда.

Задача консультанта — помочь оптанту сформировать более реалистичный профессиональный план. Весьма важным моментом является включение в консультацию информации о возможностях реализации оптантом своих склонностей за пределами профессиональной сферы.

Тип V. Оптант не имеет профессионального плана, но у него выражены склонности.

Как правило, это ситуация, для которой характерно наличие у оптанта определенных профессиональных предпочтений. Они связаны либо с выбором определенного учебного заведения, либо с отказом оптанта от профессий, соответствующих его склонностям. Наличие профессиональных предпочтений позволяет профконсультанту направить консультацию на обсуждение достоинств и недостатков выборов, намеченных оптантом. Консультант должен постараться предельно расширить сферу его выборов.

Ситуации, в которых профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей

Тип VI. Профессиональный план не согласован со способностями оптанта и ситуацией на рынке труда.

Тип VII. Профессиональный план не согласован со способностями оптанта.

Тип VIII. Профессиональный план не согласован со спросом на рынке труда.

Тип IX. Оптант имеет профессиональный план, но склонности его не выражены.

В этой и во всех остальных ситуациях данной группы действия профконсультанта обусловливаются причинами, вызвавшими эти разногласия.

Практически в ситуациях этого типа профессиональный план нередко одобряется профконсультантом. Однако почти во всех указанных ситуациях требуется его существенная корректировка, а нередко и формирование иного профессионального плана. Вмешательство необходимо постольку, поскольку оптант имеет неправильное или поверхностное представление о выбранном им виде деятельности. Среди причин, в силу которых у оптанта отсутствуют склонности, наиболее существенной для внимания профконсультанта является разбросанность интересов, связанная с наличием нескольких видов деятельности, одинаково привлекательных для оптанта.

Основной упор в профдиагностике поэтому следует сделать на выявление способностей и сопоставление их с привлекательными для оптанта видами деятельности. Профессиональный план сопоставляется с выявленными способностями и корректируется в соответствии с ситуацией на рынке труда.

Ситуации, в которых профессиональный план не согласован со склонностями подростка

Тип X. Профессиональный план сформирован, но не согласован с имеющимися склонностями, способностями и спросом на рынке труда.

Тип XI. Профессиональный план согласован со спросом на рынке труда, но сформирован без учета имеющихся склонностей, способностей и состояния здоровья оптанта.

Тип XII. Профессиональный план сформирован без учета имеющихся склонностей и не согласован со спросом на рынке труда.

Тип XIII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его способностями и спросом на рынке труда, но не согласованный с имеющимися у него склонностями.

Во всех ситуациях профконсультант выявляет мотивы, по которым был сформирован профессиональный план. Следующий шаг — формирование альтернативного плана.

Ситуации, в которых профессиональный план согласован со склонностями подростка

Тип XIV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями, но не согласованный со способностями и ситуацией на рынке труда.

Обычно в таких ситуациях оптанту свойственно переоценивать свои возможности. В результате профессиональный план оптанта строится им с опорой на свои определенные ярко выраженные индивидуальные особенности и, как правило, страдает ограниченностью. В плане не учитываются те требования к специалисту, которые определяют его конкурентоспособность.

Тип XV. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и потребностями рынка труда, но не согласованный со способностями или состоянием здоровья.

Это ситуация, когда оптант не учитывает (или не знает) свои индивидуальные особенности, дающие основания для медицинских или психологических противопоказаний к овладению выбранной профессией.

Задачи профконсультанта:

1)возможно полнее раскрыть весь потенциал индивидуальных качеств оптанта, которые могли бы выступить основанием для развития профессиональных способностей;

2)сформировать профессиональный план или привести
его в соответствие со способностями и состоянием здоровья оптанта.

Тип XVI. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с его склонностями и способностями, но не согласованный с ситуацией на рынке труда.

Оптант может не знать или не принять во внимание, что как в настоящее время, так и в перспективе специалисты данной профессии в большинстве случаев не будут востребованы на региональном рынке труда. Так, для Уральского региона не характерен спрос на профессии, связанные с кораблестроением.

Задачи профконсультанта:

1)проинформировать оптанта относительно ситуации на рынке труда и перспектив профессии;

2)оценить возможности оптанта, если он выбирает профессии, пользующиеся особым спросом у молодежи и потому предъявляющие высокие требования к конкурентоспособности будущего специалиста (режиссер, модельер, юрист и т. п.);

3)принять решение относительно окончательного сохранения или изменения профессионального плана;

4)если принято решение об изменении плана, то сформировать новый профессиональный план.

Тип XVII. Оптант имеет профессиональный план, согласованный с выраженными у него склонностями, способностями и ситуацией на рынке труда.

Корректирующего вмешательства профконсультанта не требуется. Его задача — в тех случаях, когда оптант не имеет запасного варианта, обсудить ряд запасных вариантов профессионального плана, если возникнут непредвиденные препятствия в реализации основного.

Рассмотрим более подробно вопросы, относящиеся к информированности оптанта и его личным, профессиональным планам.

Специфическая информированность в связи с профессиональным самоопределением должна рассматриваться как часть общеобразовательного минимума человека, а не просто как некая добавка к обязательным знаниям.

Если мы полистаем учебники средней школы, то еще раз убедимся, насколько большой учебный материал предлагается для усвоения. Например, в учебнике ботаники подробно и ярко додана жизнь растений, даже то, что у одних растений осенью листья приобретают золотисто-желтую окраску, а у других, оставаясь долго зелеными с заморозками чернеют; с любовью описаны тонкие различия в продолжительности листопада у березы и липы. В учебнике новейшей истории мы найдем имена и даты пребывания у власти всех послевоенных американских президентов. Аналогичным, а может быть, и более интенсивным образом школьные учебники должны быть пропитаны и профессиографической информацией. Ибо яркие, детализированные знания о мире профессий — звено мировоззрения, условие воспитания у молодежи искреннего уважения ко всякому труду. Важно иметь эмоционально окрашенные и подробные знания о конкретном многообразии трудовых постов, видов профессиональной деятельности.

Следует различать макроинформированность и микроинформированность оптанта. К первой относятся сведения общего характера, не связанные с конкретной жизненной ситуацией, ко второй — конкретизированные знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: