Макроинформированность | Микроинформированность |
1. Знания о мире профессий и видах профессионального образования: о требованиях профессий разных типов к человеку; о структуре социального запроса на приток кадров в сфере труда; о системе профессиональных учебных заведений и типичных перспективах профессионального роста человека. 2. Знания о труде и субъекте труда: об основных разновидностях предметов, целей, орудий и условий труда; о целях и мотивах деятельности; о способностях, профессиональной пригодности и основных путях их развития, о средствах самовоспитания; о юридических, моральных нормах регулирования трудовых отношений людей. 3. Знания о нормах, правилах и типичных ошибках, связанных с процессом профессионального самоопределения. | 1. Знания о выбранном роде деятельности: об особенностях предметов, целей, орудий, условий труда; об основных повседневных обязанностях на соответствующем трудовом посту; об образе жизни и социальном окружении, связанных с данной профессией; об учебных заведениях, в которых можно получить данную специальность и близкие ей. 2. Знания о себе: о профессионально важных качествах (ПВК); о тех качествах, которые надо компенсировать, преодолевать; о своих наиболее действенных мотивах; о социально-бытовой ситуации. 3. Знания о соответствии сделанного выбора нормам, основным принципам решения задачи о выборе профессии. |
Рассматриваемые здесь знания учащихся могут существенно варьировать, по крайней мере, по трем признакам — по систематичности, полноте и адекватности.
По признаку систематичности полезно выделять хотя бы три градации:
а) знания, соотнесенные с научной группировкой соответствующих
явлений (научно упорядоченные);
б) житейски упорядоченные, обыденные знания;
в) неупорядоченные, отрывочные знания.
По признаку полноты (объема) различаются знания:
а) достаточно полные, обширные именно в смысле обзорности;
б) частичные;
в) неполные, скудные.
По признаку адекватности следует различать знания:
а) адекватные, правдивые;
б) когнитивно искаженные (приобретенные на основе недостоверных, устаревших, неточных источников);
в) аффективно искаженные (сформированные в связи с предвзятым
эмоциональным отношением к тем или иным видам труда).
Профессиональные планы могут варьировать у разных оптантов по следующим признакам:
а) определенность, ясность плана (как образа в сознании);
б) полнота;
в) устойчивость (во времени, по отношению к внушающим и другим воздействиям);
г) реалистичность;
д) логическая обоснованность и внутренняя согласованность (или противоречивость);
е) моральная оправданность, обоснованность;
ж) согласованность с явно выраженными склонностями.
Поскольку человеку присуща специфическая черта — заглядывать в будущее (даже дошкольники отвечают на вопрос, кем они станут, когда вырастут), необходимо ввести некоторые критерии определенности личных профессиональных планов. В соответствии с опытом можно принять два следующих признака как необходимые для того, чтобы констатировать минимальную определенность этих планов.
Такими признаками следует считать указание учащегося:
а) на единственную предполагаемую область деятельности или профессию, или вид продукции, результатов труда (ибо учащийся может не знать названий профессий);
б) на соответствующий тип учебного заведения или последовательные ступени образования, самообразования.
Для положительного заключения об определенности планов нужно, чтобы были налицо и первый, и второй признаки. Если хотя бы одного признака нет, нет и минимальной определенности личных профессиональных планов.
В идеале личный профессиональный план должен иметь более полную структуру.
1) главная цель (что я буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким
буду, с кем буду, где буду, чего достигну; идеал жизни и деятельности);
2) цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей
(первая область деятельности, специальность, работа; чему и где учиться; первый трудовой пост после окончания учения, перспективы повышения мастерства);
3)пути и средства достижения ближайших целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, пробы сил,
самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение);
4)внешние условия достижения целей трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
5)внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы
по данной специальности);
6)запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для непосредственной
реализации основных вариантов ("если не пройду по конкурсу в расположенный поблизости вуз, попробую поступить на ту же специальность в другой").
Поскольку профессиональные планы — это представления образы, то многие их особенности зависят от склада ума, характера, опыта оптанта. Можно, конечно, изложить план на бумаге. Но настоящим регулятором поведения и деятельности будет только план, удерживаемый в сознании.
Спланировать трудовой, жизненный путь хотя бы на ближайший период "профессионального старта" нельзя за один присест. Это процесс творческий. Он может быть длительным, проходить ряд этапов:
1)ориентировочное планирование (рассматриваются важность, осуществимость, посильность разных целей, конкурирующих вариантов,
возможности овладения профессиями разных типов: уточняется область приложения сил, профессионального роста);
2)организационное планирование (обдумываются, перебираются, обосновываются, оцениваются условия, пути и средства достижения избранных целей; в частности, оцениваются экономичность,
нравственная характеристика планов, путей и средств);
3)планирование последовательности конкретных исполнительных действий, поступков (что, когда, как будет сделано для достижения целей);
4) корректировка планов (дополнение и даже
перестройка жизненных планов в соответствии с новыми сведениями о профессиях, об учебных заведениях, с изменяющейся социальной
или биографической обстановкой)..
Чтобы строить профессиональные планы, надо иметь подходящий "строительный материал", прежде всего — знания о мире труда, мире
профессий.