Методы психологии. Преподаватель психологии

Загашев Игорь Олегович,

Преподаватель психологии

Раздел 1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи психологии. Отрасли психологии. Классификация психических явлений. Место психологии в системе наук. Отличия психики человека от психики животных. Методы психологии. Этика психологической деятельности.

(Занятие 1)

Задание (до 4 баллов)

После изучения данных материалов вы должны на отдельных листочках представить в письменном виде текст по следующему плану:

1. Психология как наука. Определение психологии. Как я понимаю, что такое психология? Где я встречался в жизни с психологией?

2. Предмет, объект и задачи психологии.

3. Отрасли психологии.

Текст нужно сдать к следующему занятию.

Изучать психологию можно по-разному. Вы можете просто жить, общаться с разными людьми, размышлять и, осознав в какой-то момент, что чей-то поступок или ход мысли не поддается вашему объяснению, обратиться к одной из многочисленных психологических книжек, чтобы найти объяснение. Мы будем изучать психологию, прежде всего, для того, чтобы лучше понять других и себя.

Психология – это наука. Любая наука имеет предмет и объект. Объект – это то, ЧТО изучает психология. А предмет – НА ПРЕДМЕТ ЧЕГО изучается объект. Предположим, мы можем изучать память (объект) на предмет ее развития. То есть, одним из объектов психологической науки является память, а одним из предметов изучения – развитие памяти.

Вы скажите: «А какой еще может быть предмет изучения памяти?» Ее можно изучать на предмет диагностики нарушений, на предмет возрастных особенностей, на предмет связи с успеваемостью и поведением и т.д. Да и память, как объект, может делиться на осмысленную, механическую, зрительную, слуховую и т.д.

Также, у любой науки есть свои методы и отрасли. К методам психологии относятся не только психологические тесты, но и тренинги, уроки психологии, психологические консультации и др. А отраслей психологии существует множество: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, спортивная психология и др.

Изучите представленные ниже ситуации и определите: предмет и объект психологии, методы психологии и отрасли психологии. Когда выполните это задание, то посмотрите представленные ниже в тексте материалы. Сравните их с тем, что вы написали.

Ситуация 1. Педагог-организатор, работающий с активом школы, чувствовала, что одни дети сразу понимают, что им нужно сделать, а другие – нет. Раньше она объясняла это некоторой «заторможенностью» подростков и повторяла свои задания несколько раз, старалась чаще контролировать их выполнение. Затем, психолог школы ей сказал, что это связано с тем, что, во-первых, у детей разный темперамент и некоторые просто не понимают ее энергичной и быстрой речи, а также плохо воспринимают, когда говорят всем сразу, а не только им в отдельности; а, во-вторых, дети – разные по стилю учебной деятельности: одним легче воспринимать на слух, а другим – легче, когда им все нарисуют, а третьим – нужно сказать эмоционально, с шуткой. Проведя две психологические методики: тест на определение типа темперамента и анкету на определение ведущего стиля учебной деятельности, педагог-организатор смогла учесть полученные данные при работе с детьми.
Ситуация 2. Б. Ф. Зейгарник, известный психолог, как-то задалась вопросом: «Что лучше запоминается, законченная деятельность или незаконченная?» (это была ее гипотеза). Она провела эксперимент. Двум группам людей предложили решать задачи, посулив за успешное решение определенный приз. Одной группе дали время их решить до конца, а другую группу прервали на каком-то моменте. Спустя несколько дней группу участников эксперимента попросили вспомнить условия задач, что они решали ранее. Получилось, что группа, которую прервали, вспомнила в 1,9 (т.е. почти в два раза) больше информации, чем те, которым все дали доделать до конца. Этот эксперимент повторяли много раз и всегда получались примерно один и тот же результат. Эту закономерность назвали «Эффектом Зейгарник».
Ситуация 3. Психолог, работающий со спортсменами, наблюдал за процессом подготовки одного пловца к чемпионату мира. Он знал, что тот может успешно выступить только, если его «встряхнуть», так как по темпераменту он был флегматик. Психолог проводил с ним различные психологические занятия: аутогенную тренировку, психологические тренинги, визуализацию, но все равно оставались сомнения, что спортсмен выложится в нужный момент. И тогда, вместе с тренером, они договорились сказать ему за час до соревнования, что его ну допустят к ним, потому что они беспокоятся за его старые травмы. Спортсмен разозлился, стал доказывать, что он готов, т.е. «вышел из себя». И только за 10 минут до старта ему разрешили участвовать. Со злости тот значительно побил мировой рекорд.
Ситуация 4. Психологу, работающему на заводе, сказали, чтобы он понаблюдал за рабочими одного цеха, в котором по непонятным причинам упала производительность. Проведя анкету, определяющую уровень совместимости работников между собой, он выяснил, что рядом работали люди, либо слишком привязанные друг к другу (и они незаметно старались поболтать между собой), либо сильно недолюбливающие друг друга (и они часто цеплялись друг к другу по мелочам). Под видом обновления оборудования сотрудников перераспределили так, чтобы они не мешали друг другу. Производительность пришла в норму.
Ситуация 5. Психологи, изучающие поведения человека в обществе, провели эксперимент. Они захотели узнать, влияет ли анонимность на уровень агрессии, который может проявлять человек. Они посадили несколько человек в один кабинет. Перед каждым были расположены кнопки. Они наблюдали за действиями другого человека на экране. Если человек делал ошибку, они должны были его «наказать», нажав с определенной силой кнопку. Затем этот же эксперимент повторили, только людям надели одинаковые маски. Выяснилось, что если человек уверен, что никто не знает, кто он, то он проявляет гораздо больше агрессии: сильнее нажимает на кнопку!
Ситуация 6. Психологи, изучающие поведение малолетних преступников, выяснили с помощью анализа статистических данных, что большинство преступлений совершается подростками именно в группе. Поэтому, если подросток находится один, вне своей группы, то он, скорее, всего не пойдет на преступление.
Ситуация 7. Психологи, изучающие то, как меняется психика человека с возрастом, с помощью исследовательских анкет сравнили ценности учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов: они сравнивали как разные классы, так и наблюдали в течение длительного времени один класс. Исследования показали, что с возрастом ценность семьи усиливается у девушек, а ценность профессии – как у девушек, так и у юношей.
Ситуация 8. Психологи, работающие в детской больнице, заметили, что дети до 6-ти лет, выписывающиеся домой, часто плакали, раздражались и иногда даже заболевали какой-то другой болезнью. Это было связано с тем, что они привязывались к больничным игрушкам. Дарить их было накладно для больницы. Приносить свои игрушки из дома противоречило правилам гигиены. И, проанализировав ход мысли маленьких детей, они нашли выход: игрушкам перебинтовывали какую-нибудь конечность и дети понимали, что «зайчику еще рано выписываться» и легче расставались со своими друзьями.
Ситуация 9. В одном классе значительно участились ссоры. Психолог школы установила, что это было связано с неблагоприятной семейной ситуацией, сложившейся у многих ребят этого класса. Она увеличила количество индивидуальных психотерапевтических консультаций в этом классе, стала больше проводить уроков психологии и игротренингов, в которых дети могли бы раскрыться, выразить подавленные чувства. Такая работа привела к тому, что в классе стало спокойнее, а дети стали лучше относиться друг к другу.
Ситуация 10. Психолог изучающий взаимоотношения между полами, провел серию наблюдений и в результате исследования установил, что симпатию у противоположного пола вызывают не люди, отвечающие канонам красоты, а люди общительные, самостоятельные, с подвижной мимикой, уверенные в себе, обладающие устойчивыми интеллектуальными интересами и умеющими подчеркнуть свою индивидуальность.

Методы психологии

Существует пять групп психологических методов:

1. Эмпирические (это – методы получения информации о психической жизни человека и высших животных и определения степени выраженности тех или иных психических характеристик: интеллекта, воли и т.д.).

2. Коррекционные (методы исправления нежелательных явлений в психической жизни человека или высших животных)

3. Развивающие (методы целенаправленного изменения существующих характеристик психики человека или высших животных в позитивном направлении)

4. Методы анализа (методы обработки полученных данных о психической жизни человека)

5. Организационные методы (методы организации психологического исследования).

Попробуйте разнести представленные ниже методы по этим пяти группам. (2 балла)

Название метода Определение
Анкета (от франц., enquete – список вопросов). Эмпирический метод психологии, представленный в виде последовательности вопросов, применяющийся для получения данных как об объективных данных о человеке, так и о его мнении.
Наблюдение Целенаправленное специально организованное восприятие каких-то фактов психической деятельности человека или группы.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) Метод психологии, обозначающий организацию исследования с целью проверки гипотезы о какой-либо закономерности в психической сфере человека.
Беседа Метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, в которой обе стороны (и исследователь и испытуемый) активны.
Тест (англ. test – опыт, проба). Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. (Диагностические анкеты, тестовые пробы, диагностическая беседа, диагностическое интервью).
Психологический тренинг (от англ. to train – тренировать) Развивающий психологический метод целенаправленных изменений в личности и поведении человека или группы. (Аутотренинг, игротренинг, тренинг коммуникативных умений, визуализация и т.д.)
Метод «поперечных срезов» Организационный психологический метод, при котором по одной и той же методике (методикам) исследуются разные группы.
Метод «продольных срезов» Организационный психологический метод, при котором по одной и той же методике (методикам) исследуется одна и та же группа людей в течение определенного времени.
Интервью (англ. interview – встреча, беседа) Эмпирический метод получения информации путем устного опроса испытуемого. В отличие от беседы встречная активность испытуемого не подразумевается.
Психологический анализ продуктов деятельности Метод получения скрытой информации о психической сфере человека посредством целенаправленного изучения его рисунков, конспектов, документов, продуктов творчества и т.д.
Метод количественного анализа Метод анализа, используемый в психологии для статистической обработки собранных данных
Метод качественного анализа Метод приблизительной оценки выраженности того или иного психологического качества у человека или группы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: