Раздел 2. Вопрос 2. Объекты муниципального управления

Вопрос 2. Объекты муниципального управления.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование, которое включает:

1. Население муниципального образования образует территориальный коллектив (местное сообщество), членом которого является гражданин России, проживающий на данной территории.

Население муниципального образования является источником муниципальной власти, осуществляемой органами местного самоуправления.

Оно выступает одновременно и как объект управления, и как субъект управления, по отношению к системе органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что население непосредственно (через референдум, выборы) или опосредственно осуществляет контроль деятельности органов местного самоуправления.

2. Природно-географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Законодательство относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие земли, необходимые для развития поселений.

К веденью местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение землей, находящейся в муниципальной собственности, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, а также регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных общераспространенных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения.

3. Градообразующая база может быть нескольких типов: промышленной, состоящей из крупных промышленных предприятий находящихся на территории муниципального образования; сельскохозяйственной, состоящей из предприятий производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию; научно-образовательной, состоящей из научно-производственных и учебных заведений; транспортной, где основой являются транспортные узлы; рекреационной, где главным являются природно-климатические условия; и другие, в соответствии с отраслевой направленностью базы.

4. Жизнеобеспечивающая система является, в сущности, муниципальным хозяйством. Под ним понимается комплекс, расположенных на территории муниципального образования предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять различные потребности населения, а также потребности промышленных предприятий. Она включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.

Ведущая отрасль муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления его продукции (услуг).

Жилищно-коммунальное хозяйство состоит из следующих отраслей: а) жилищного хозяйства; б) энергетических предприятий; в) муниципального транспорта; г) внешнего благоустройства; д) гостиничного хозяйства.

Вопрос 3. Классификация методов муниципального управления.

!!!! (по лекциям Абрамовой О.В.) Также это вопросы Раздел 2: вопросы 17, 18 19

Методы управления – это способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых осуществляется достижение поставленных целей.

Методы управления бывают:

1. Организационно-административные – основанные на прямых директивных указаниях.

2. Экономические – обусловленные экономическими стимулами.

3. Социально-психологические – применяются с целью повышения социальной активности.

Характеристика методов:

1. Организационно-административные (административно-распорядительные или правовые)

Признаки:

­ Каково устанавливаемое юридическое положение сторон.

­ С какими юридическими факторами связано регулирование взаимоотношений.

­ Как определяются права и обязанности субъектов взаимоотношений.

­ Как осуществляется защита субъектов правоотношений.

Основным механизмом реализации таких методов является принятие нормативно-правовых актов по вопросам, находящихся в компетенции ОМСУ (органов местного самоуправления)

Реализация административно-распорядительных методов осуществляется через приказы, распоряжения, правила, нормативы.

Особенности административных методов:

1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;

2) носят императивный, директивный характер;

3) однозначность (конкретность) указаний;

4) широкое применение административных актов;

5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;

6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;

7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить.

2. Экономические методы.

Целью реализации данных методов является созданий условий для экономического развития территории.

Данные методы включают в себя:

­ планирование (осуществляется в рамках программы социально-экономического развития);

­ хоз.расчет (подразумевает организацию деятельности муниципальных предприятий и включает в себя планирование и прогнозирование результатов их деятельности);

­ ценовую политику (как экономический метод недостаточно широко распространен в силу ограничений, установленных федеральным законодательством);

­ бюджетную политику (позволяет сформировать основные подходы к разработке бюджета и функционированию социально значимых учреждений);

­ налоговую политику (позволяет формировать доходную базу муниципального образования и стимулировать инвестиционную активность (инвестиционная политика));

­ инвестиционную политику;

­ муниципальный заказ (позволяет развивать муниципальному образованию через систему муниципальных предприятий удовлетворение муниципальных нужд).

Особенности экономических методов:

1) оказывает на производителей и потребителей косвенное воздействие;

2) побуждает предприятия, инвесторов, объектов управления к выбору альтернативных решений, связанных с осуществлением деятельности на территории муниципального образования;

3) во всех случаях должно быть обеспечены финансово.

3. Социально-психологические.

Приемы и способы воздействия на коллективы и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии, с целью повышения социальной активности населения.

Социальные методы – воздействуют на социальные интересы населения и могут включать в себя следующие методы (механизмы):

­ Методы управления группами;

­ Методы управления групповыми явлениями;

­ Методы (механизмы) ролевых изменений;

­ Методы (механизмы) социального регулирования.

Психологические методы – это регулирование взаимоотношений между властью и людьми, между социальными группами с целью формирования благоприятного психологического климата.

Относятся:

­ моральное поощрение;

­ социальное планирование;

­ убеждение;

­ личный пример;

­ регулирование межгрупповых и межличностных отношений.

Вопрос 4. Управленческая процедура и ее виды.

Под процедурой понимается набор действий (операций), с помощью которой осуществляется тот или иной основной процесс (фаза, этап), выражающий суть данной технологии (Атаманчук),

Управленческая процедура – это часть функций управления, которая предусматривает содержание и последовательность осуществления управленческих задач, характеризует исполнителя, место исполнения, используемые технические средства, затраты времени на каждую операцию, необходимую информацию для ее выполнения.

Управленческая процедура – документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций.

Процесс управления – это порядок осуществления механизма управления.

Процесс подготовки и выработки управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности следующих работ: сбор, обработка и анализ информации об объекте управления; определение цели и выработка решения; выдача управляющей команды и доведение ее до исполнителей; реализация решения и изменение объекта.

Типовой процесс принятия и реализации решения включает в себя две фазы: выработка управленческого решения и его реализация, каждая из которых подразделяется на несколько стадий.

Фаза выработки управленческого решения включает в себя стадии: выявления, формулировки и обоснование проблемы; сбора и анализа информации; формулировки и отбора вариантов решения; выбора окончательного варианта и принятия решения.

Фаза реализации управленческого решения включает в себя стадии: разработки плана реализации решения, доведение его до исполнителей и контроль за исполнением решения.

Операции и процедуры различаются по ряду признаков и подразделяются на:

1. По должностным признакам: творческие; логические; технические. Удельный вес творческих операций у руководителей составляет до 60%, у специалистов - 40%, у технических исполнителей - до 20%.

2. По содержанию: информационные; логико-мыслительные; организационные.

3. По степени повторяемости: повторяющиеся; неповторяющиеся.

4. По уровню механовооруженности: ручные; механизированные; автоматизированные; машинно-ручные.

5. По характеру сочетания во времени: последовательные; параллельные; последовательно-параллельные.

Виды управленческих процедур (Зимина):

­ демократическая

­ либеральная

­ директивная

Особенности управленческих решений.

Управленческое решение представляет собой одноразовое воздействие управляющей системы на объект управления, содержащее формулировку цели действия и программу ее реализации. Управленческое решение является основной формой управленческой деятельности, необходимой для достижения определенной задачи.

Особенности:

­ необходимость изучения мнения различных слоев населения при подготовке управленческих решений, затрагивающих интересы людей;

­ коллегиальный характер принятия наиболее важных решений, установленный федеральным законодательством и уставом муниципального образования;

­ необходимость отработки системы взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования – представительный орган – администрация) в процессе принятия управленческих решений;

­ наличие, кроме обычных форм контроля за исполнением принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля – общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Вопрос 5. Уровни процесса муниципального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: