double arrow

ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ



Раздел 3. Поведение и деятельность. Психологическая структура деятельности. Виды деятельности. Мотивы деятельности. Мотивация. Этапы формирования мотива. Психология способностей (первое занятие).

Психология – это наука ….. и механизмах поведения

Изучив первый раздел нашего курса, мы знаем, что психология – это наука о фактах и закономерностях развития психики как особой формы жизнедеятельности, о психических явлениях и механизмах поведения.

Мы уже рассмотрели структуру психических явлений, т.е. более детально поняли, что именно изучает психология: психические процессы, состояния и свойства. И сейчас мы начнем исследовать наиболее устойчивый элемент структуры психических явлений: психические свойства.

Характеристики человека как субъекта деятельности

Мы помним, что, согласно Борису Герасимовичу Ананьеву (которому, кстати, недавно исполнилось бы 100 лет!), психические свойства делятся на: свойства человека как субъекта деятельности, как личности, как индивида и индивидуальности. Начнем рассматривать эти свойства со свойств человека как субъекта деятельности.




Задание1. Какие из ниже перечисленных характеристик можно отнести к свойствам человека как субъекта деятельности? Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, почему некоторые характеристики было сложно отнести к какому-то одному типу психических свойств?

Оптимизм, работоспособность, успеваемость, энергичность, импульсивность, гордость за свой труд, ответственность, застенчивость, любовь к детям, низкая мотивация к учебе.

Как мы все хорошо понимаем, у всех характеристик человека как субъекта деятельности есть хорошие стороны, а есть – нежелательные. Например, человек может быть устойчивым помехам во время работы, а может – отвлекаться, тратить рабочее или учебное время на лишние разговоры. Поэтому нам необходимо разобраться в том, что же происходит в психике человека, когда он занят каким-то делом?

Поведение и деятельность

Не только в русском языке, но и в английском существует различие в этих понятиях. На бытовом уровне люди используют эти слова, также, в разных контекстах: «У него агрессивное поведение», «Деятельность на этом посту была успешной». Ведь мы не скажем: «Агрессивная деятельность» или «Поведение на этом посту», – это будет неверно.

Поведение – это внешне наблюдаемая активность живых организмов. Поведение может быть как индивидуальным, так и групповым.



Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Как мы видим, деятельность имеет всегда какой-то результат, подчиненный желаниям, целям человека, а поведение может и не иметь результата. Например, человек поежился от холода. Это – поведение. А если человек исследовал какой-то вопрос, написал научный труд, то это – деятельность.

Итак, мы можем наблюдать только некоторые фрагменты деятельности, которые и называем поведением, но то, как человек ставит цели деятельности, какие у него мотивы для ее выполнения, мы наблюдать не можем, они скрыты. Мы можем только о них догадываться.

Виды деятельности

В психологии принято выделять следующие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, учебную, игровую и творческую. Иногда, в качестве дополнения к трудовой называют профессиональную деятельность. В некоторых учебниках общение выделяют как специфичный вид деятельности. А в некоторых еще добавляют речевую деятельность как особый вид деятельности с целью создания социально значимой коммуникации (если вы что-то сказали, но никто это не услышал или не захотел услышать, то это – не социально значимая коммуникация!).

Как отличаются виды деятельности друг от друга? По результату, продукту.

Трудовая деятельность – это активное взаимодействие с целью создания материальной или идеальной ценности. То есть, если вы изобрели прибор для подсчета капелек дождя, упавших на оконное стекло, то это – не трудовая деятельность, а, в лучшем случае, творческая, т.к. не представляет ценности, т.е. общественной значимости.

Учебная деятельность – это активное взаимодействие в условиях учебно-воспитательного процесса с целью развития личности путем освоения какой-либо деятельности. Т.е. если вы научились рассчитывать интегралы, но нигде никогда это не применяете и забыли все после объявления результатов контрольной работы, то это – научение, но не учебная деятельность!

Творческая деятельность – активное взаимодействие с целью создания чего-либо нового. Это новое не обязательно является новым для всех людей. Это может быть новым только для вас или ваших друзей. Когда творчество нацелено на создание материальных или идеальных ценностей, то эта деятельность из творческой превращается в трудовую.

Игровая деятельность – особый вид деятельности. Это – активное взаимодействие, носящее для субъекта условный характер. Т.е. есть эффект «понарошку». Условной может быть цель (я играю просто так и мне почти неважно, кто выиграет или что получится в итоге); условным может быть мотив (я прикидываюсь, что мне этот важно); условия тоже могут быть условными (мы играем с детьми в больницу, но реально вокруг нас не больница); да и сами операции или действия могут быть условными (дети могут накладывать в игрушечную кастрюльку мокрый песок, представляя, что это каша!). Итак, игру отличает от не-игры элемент условности. Игры очень важны для человека. В игре он проигрывает возможные ситуации, учится взаимодействию, отдыхает. Иногда в играх легче учиться, а психотерапевты с помощью игр даже могут лечить некоторые неврозы, избавлять людей от психологических проблем. Результат здесь не важен. Главное – процесс! Именно поэтому некоторые психологи считают, что игра – это вообще не деятельность, потому что не имеет обязательного результата и считают ее частным случаем учебной или исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – активное взаимодействие с целью обнаружения новых фактов или закономерностей. Даже если вы «изобрели велосипед», для вас эта деятельность будет носить исследовательский характер. В некоторых учебниках этот вид деятельности называют поисковым, ориентировочным. Некоторые называют это частью творческой деятельности и отказывают этому виду в существовании.

Итак, вопросов нет только по трудовой, учебной и творческой деятельности.

Задание 2. Как вы думаете, какое понятие шире – поведение или деятельность? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3. Составьте таблицу из трех граф (столбиков). В крайних запишите, чем отличаются поведение (слева) и деятельность (справа), а посередине – чем эти два понятия схожи (общее).

Задание 4. Общение – это деятельность или нет? Обоснуйте свой ответ изученным материалом.

Психологическая структура деятельности

Как мы уже поняли, деятельность более сложный вид активности, чем поведение. Зная структуру деятельности, мы можем отличить деятельность от поведения. Приведу пример. Если учащийся учится ради отметки, выполняет только то, что задали, не проявляет личного интереса к учебному предмету, то это – не деятельность в научном смысле слова, а приспособительное (адаптивное) поведение. Такого учащегося можно научить, но не надолго, так как его активность неосмысленна, бесцельна.

Поэтому, если отвечать на вопрос: «Зачем нам надо знать психологическую структуру деятельности?», то ответ может быть такой: «Организуя деятельность, мы достигаем устойчивый результат, который может сохраниться надолго».

Из каких же психологических элементов состоит деятельность? Что нам нужно развивать, формировать для того, чтобы человек не просто приспосабливался, а был творцом?

Вне деятельности невозможно понять внутренний мир человека. Пос-

кольку психика "трагически невидима", мы можем судить о внутреннем ми-

ре людей только по каким-то внешним действиям, по результатам деятель-

ности, по рассказам людей о своих мыслях, чувствах и образах. Мишель

де Монтень, вслед за древними греками писал, что "Познание происходит

только в действии". Поэтому сегодня мы и приступим к изучению деятель-

ности человека, его мотивов, потребностей, умений, навыков и пр.

Б.Г. Ананьев, знаменитый психолог, основатель ленинградской школы

психологии, предложил изучать человека с разных сторон:

Как Индивидуальность Как Субъект Деятельности

Человек

Как Индивид Как Личность

Индивидуальность - это особенности человека, в которых проявляет-

ся его неповторимость. Например, кто-то любит есть борщ по утрам, а

кто-то носит бант, который никто больше не носит; кто-то люит после

каждого урока подходить к преподавателю с вопросами, а кто-то интере-

суется вымершими насекомыми. В этих моментах проявляется индивидуаль-

ность этих людей, их непохожесть. Индивидуальность связана с воспита-

нием, с чертами характера и темперамента.

Индивид - это биологическая, общая для всех людей, сторона чело-

века. Независимо от индивидуальных особенностей, у нас у всех есть го-

лова, сердце, желудок и т.д. Это то, что врожденно нам присуще: задат-

ки, основные влечения, гены.

Личность - это особое качество человека, приобретаемое им в соци-

окультурной среде и в процессе совместной деятельности и общения.

(Подчеркните словосочетания: "в социокультурной среде" и "совместной

деятельности и общения"). Если человек застенчив, это - его свойство

личности (потому что он сам по себе не застенчив, а его застенчивость

проявляется лишь в общении с другими людьми, т.е. в социокультурной

среде). То же можно сказать и о других качествах: агрессивности, от-

ветственности, скрытности, доброжелательности и др.

Изучать человека, как индивидуальность, индивид, личность мы бу-

дем в соответствующее время, а сегодня мы рассмотрим его с точки зре-

ния его деятельности (то есть, как субъект деятельности).

Просмотрите еще раз то, что написали. Если есть вопросы, непонят-

ные слова, запишите их ниже, в своих тетрадях.

Начнем с определения деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это активное взаимодействие с окружающей действи-

етльностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправ-

ленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

Пример. Вы сейчас пишите, слушаете и о чем-то думаете. Вы - субъ-

ект деятельности. Объект вашей деятельности - это принадлежности для

письма и та информация, которую вы перерабатываете и частично присваи-

ваете. Сложно, правда, определить, какую потребность вы удовлетворяете

(Кто-то - потребность "быть как все", кто-то потребность "избегания

неприятностей", а кто-то потребность "в познании психологии".).

Теперь представьте милиционера ГАИ на посту. Он - субъет деятель-

ности. Определите объект его деятельности (может быть несколько вари-

антов) и потребность, которую он удовлетворяет (также может быть раз-

нообразие версий). Напишите свои варианты ниже.

Не всегда легко определить потребность, на которую направлена де-

ятельность субъекта. Попробуем разобраться в этом вопросе. Запишите

подтему. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Само слово "структура" обозначает совокупность устойчивых связей

между элементами объекта. Например, структура яблока - это кожа, нахо-

дящаяся на яблоке, яблочная мякоть, находящаяся под кожей, черенок,

обычно находящийся на "полюсе" яблока и сердцевина с косточками, кото-

рая находится внутри яблока. Какова же структура деятельности?

Мы запишем сначала структуру деятельности, а затем - обсудим каж-

дый из ее элементов.

1. Потребности и мотивы деятельности.

2. Цели деятельности.

3. Средства и условия выполнения деятельности.

4. Действия.

5. Операции.

Любую деятельность можно описать и проанализировать на основании

этой структуры. Марк Аврелий писал: "Если хочешь узнать вещь, спроси

"Что есть эта вещь?", "Что она делает?"". Чтобы понять, "Что же дела-

ет" человек, нужно выяснить его мотивы, цели, средства и условия, а

также действия, из которых состоит деятельность.

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ - это форма связи живых организмов с внешним миром.

Они побуждают человека к осуществлению деятельности. Но они не всегда

осознаются!

Некоторые ученые считают потребности врожденными, а некоторые

считают, что они формируются в процессе жизни человека. Есть еще и

средняя точка зрения, гласящая, что потребности формируются в процессе

жизни человека на основании врожденных предпосылок.

С давних пор люди пытались описать все потребности, составить

классификацию. Мы рассмотрим классификацию потребностей Абрахама Мас-

лоу (ударение на букве "О"), знаменитого американского психолога.

Иерархия потребностей по Маслоу.

А. Маслоу считал, что все потребности с рождения присущи челове-

ку, но они находятся в некоем соподчинении. То есть, есть потребности

более высшего порядка, а есть - более низшего. Пока человек не удов-

летворит каким-то образом потребность низшего порядка, он не сможет

удовлетворить потребность более высокого ранга.

Нарисуйте, пожалуйста, равнобедренный треугольник, размером в

пол-странички. И разделите его горизонтальными линиями на пять "поло-

сок".

Чем ниже расположена "полоска", тем более низшую потребность мы

туда впишем.

В самом низу впишите "Физиологические потребности". Ниже, под

треугольником, мы их охарактеризуем.

Физиологические потребности - это неотложные потребности, связан-

ные с выживанием организма. Среди них: потребность в пище, в воде, в

сне, в защите от слишком высоких-низких температур, в кислороде, в фи-

зической активности и др.

В среднем, люди удовлетворяют эти потребности на 85 %.

Потребности более высокого ранга - это "Потребности в безопаснос-

ти и защите". Среди них: потребность в минимальном порядке, в стабиль-

ности, в организации деятельности, в предсказуемости происходящего, в

свободе от хаоса (от болезней, от страха).

В среднем, эти потребности люди удовлетворяют на 70 %.

Над потребностями в защите и безопасности мы напишем "Потребности

в любви и признании". Маслоу определял два вида любви: Д-любовь (дефи-

цитарная любовь), основанная на желании получить то, что нам не хвата-

ет (утешения, защиты и т.п.); и Б-любовь (любовь бытийная), основанная

на осознании ценности и неповторимости другого человека, без како-

го-либо желания изменить или использовать его. По Маслоу, любовь - это

не синоним секса. Потребность в сексуальных отношениях он относил к

"Физиологическим потребностям". Если потребность в любви хронически не

удовлетовряется, человек может впасть в депрессию и даже покончить

жизнь самоубийством.

В среднем, потребность в любви удовлетворяется у людей на 50 %.

Выше мы запишем "Потребности самоуважения". Маслоу считал, что

существует два основных вида самоуважения: собственно самоуважение и

уважение к другим. Удовлетворив потребность в любви, человеку хочется

знать, что он - достойный человек, что он что-то умеет, знает, на

что-то способен. Чем неопытнее человек, тем более он хочет удовлетов-

рить потребность в уважении. С опытом человек учится более реалистично

оценивать происходящее, а, следовательно, и свои и чужие силы и воз-

можности.

В среднем, 40 % людей удовлеторяют свою потребность в самоуваже-

нии.

На вершине нашего треугольника мы теперь подпишем: "Потребность в

самоактуализации". Если предыдущие потребности в достаточной мере

удовлетворены, человек стремится к саморазвитию, он хочет стать тем,

кем он может стать, реализовать свои возможности в полной мере. Маслоу

считает, что большиснтво людей останавливаются на предыдущей ступень-

ке, потому, что их пугают собственные возможности, несущие неизвест-

ность. Лишь 5-10 процентов населения, стремятся удовлетворить свою

потребность в самоактуализации, безотносительно к тому, принесет ли им

это заработок, полюбят ли их за это, будут ли уважать больше.

Иногда потребность осознается человеком, иногда - нет. Если же

человек осознает, что ему надо, тогда это "что-то" НАЗЫВАЕТСЯ МОТИВОМ.

Итак, МОТИВ - это материальный или идеальный предмет, который по-

буждает и направляет на себя деятельность или действие.

Всегда источником мотива является какая-то потребность, но иногда

под одним мотивом "скрываются" разные потребности.

Например, две подруги поступили в Университет. Это был их мотив -

поступить в Университет, но одной руководила потребность в самоактуа-

лизации (ей было интересно учиться выбранной специальности), а другая

руководствовалась потребностью в любви (причем в дефицитарной) - роди-

тели хотели, чтобы она туда поступила. Первая девушка стала специалис-

том, а другая, как только восполнила недостаток любви, познакомившись

с новыми друзьями, стала гораздо хуже учиться и еле-еле "перебиралась"

с курса на курс.

Мотив формируется не сразу. Он проходит через несколько этапов.

Но уж если формирование мотива закончено, можно быть уверенным - чело-

век добьется своего!

Этапы формирования мотива

1. Осознание побуждения ("чего-то хочется, но не понятно, чего").

Если человек не "прорабатывает" этот этап, он мечется, начиная

и бросая несколько дел.

2. Принятие мотива (Я понял чего хочу!).

Если же человек непризнается сам себе в том, чего он хочет,

его потребность дает о себе знать во снах, в оговорках, в тре-

вожности, во внутренней раздвоенности.

3. Реализация мотива ("Я знаю, как этого достичь!") .

Если человек "не прошел" этот этап, он испытывает разочарова-

ние, говорит что-то типа "Нет в жизни счастья!", "Все не так,

как хочется!" и т.п.

4. Закрепление мотива.

Человек последовательно действует для воплощение мотива в

жизнь. Если он не доводит дело до конца, он испытывает нецель-

ность, незавершенность.

5. Реализация.

Человек получил то, что хотел.

Задание 5. Попробуйте перечислить эти элементы, просмотрев еще раз материал этой лекции.

ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ.

Всякая деятельность требует от личности обладания особыми качествами, определяющими пригодность человека к ней. Эти качества принято называть способностями.

Определение.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

То есть, способности – это некая возможность («если нужно, то я могу»). Естественно, что определить, есть ли у человека какие-то способности, можно только в соответствующей деятельности.

Известный отечественный психолог Б.М. Теплов определил три отличительных признака способностей:

1. Это – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2. К способностям относятся только те особенности, которые влияют на успешность выполнения деятельности;

3. Способности не сводятся к уже выработанным знаниям, умениям и навыкам.

В зависимости от критериев способности могут быть различными.

По критерию преобладающих психических функций способности бывают:

· сенсомоторные («сенсорный» – относящийся к ощущениям; «моторный» – относящийся к действиям). Речь идет о различных умениях, проявляющихся в действиях: умение красиво писать, чертить и т.д.

· перцептивные(«перцепция» – означает «восприятие»). Например, умение «на глаз» определять размеры предметов достаточно точно; умение различать и др.

· аттенционные (от слова «аттенция» – «внимание»). Например, умение наблюдать.

· мнемические(«мнемос» – означает «память»). Если у человека хорошо развиты мнемические способности, то он хорошо запоминает и воспроизводит какой-то материал.

· мыслительные.В данном случае речь идет о способности анализировать, синтезировать (обобщать), классифицировать по группам, делать выводы, находить противоречия, выдвигать гипотезы и т.д.

· коммуникативные. В эти способности включено все, что связано с умением общаться (слушать собеседника, уточнять, задавать вопросы, «находить общий язык» и т.д.).

Способности могут различаться между собой не только по критерию ведущих психических функций, но и по критерию основного вида деятельности:

· научные (способности к математике, лингвистике, логике и т.д.);

· творческие (способности к музыке, литературе, изобразительной деятельности);

· инженерные (способность к проектированию, дизайну, конструированию и т.д.).

Также в психологии выделяют так называемые общие и специальные способности.

К общим способностям относятся интеллект, креативность и обучаемость, а к специальным – все остальные.

Интеллект – это общая способность к решению проблем. Считается, что он, во многом, передается по наследству. Как правило, учащиеся с высоким уровнем интеллекта хорошо учатся и лучше других успевают в технике, в точных науках. В остальном же – высокий интеллект больше никаких преимуществ не дает. Доказано, что успех в какой-то деятельности все же определяется высоким уровнем мотивации.

Креативность – это общая способность к созданию новых, необычных идей. Креативные люди лучше приспосабливаются к изменениям в жизни, они более оптимистичны и легче относятся к жизненным неурядицам.

Обучаемость – это общая способность к обучению. Чем выше уровень обучаемости, тем легче человека можно чему-то научить.

Если какая-то способность развита на очень высоком уровне, тогда ее называют одаренностью.

Педагогические способности.

Интересно, какие способности включены в список педагогических способностей (по данным Н.Д. Левитова и Ф.Н. Гоноблина).

· Способность к передаче знаний в краткой, интересной форме.

· Способность к пониманию другого человека.

· Наблюдательность.

· Способность к самостоятельному, творческому мышлению.

· Находчивость, гибкость поведения.

· Организаторские способности.

· Интерес к людям.

· Чувство такта.

· Педагогическая требовательность.

· Способность связывать материал с жизненной практикой.

Эстонские психологи в начале девяностых годов провели исследование, направленное на сравнение психологов и педагогов, достигших успеха в своей профессии с теми, кто достиг среднего успеха, либо не достиг его вообще. Критерием успеха были отзывы общественности (учащихся, коллег) и частота обращений за помощью к ним. Получилось, что успешные педагоги и психологи от неуспешных отличаются только четырьмя показателями (а не десятью в вышеприведенном списке):

· Высокий уровень интроекции (интроекция – это способность человека притягивать к себе других людей);

· Жизненный опыт (они многое пережили, оказывались в самых разнообразных жизненных ситуациях);

· Высокий уровень вербального интеллекта (они хорошо владеют своей речью);

· Позитивное отношение к людям (все люди им очень интересны и они хотят быть им полезными).



Сейчас читают про: