- общая характеристика.
- Требования к убеждающей речи.
- Эмпирическое обоснование.
- Теоретическое обоснование
- Контекстуальное обоснование.
Все речи убеждают. Специфика убеждающей речи – процесс эксплицитен (он явный). Должнв быть сформулированы в явной форме положения – тезисы. Идея речи – главное в ней. Стратегическая идея.
Тезисы – как задачи для достижения цели. Эксплицитные аргументы – обоснование тезисов. Максимально строгая логическая связь между аргументами с одной стороны и совокупностью антитезиса и тезиса с другой.
Т – А – Д
Традиционно – разновидности аргументов:
Аксиома – очевидно. Не требует доказательств (Сократ смертен)
Теорема – положение, доказанное ранее.
Факты, непосредственно наблюдаемые. Поппер - полагаться на факты чрезвычайно опасно. Это не грунт, а болото.
Требования
- Речь должна касаться спорных вопросов. Зачем убеждать человека в том, в чем он итак уверен. Когда нет спора – скучно, получается пробуксовывание на одном месте.
- Убеждающая речь должна касаться содержательных материй. Бессодержательность – мелкоспорье (обсуждение десемантизированных для публики тем – надо ли хоронить Ленина)
- Нельзя выносить на обсуждение заведомо нерешаемые вопросы (кто и супергероев сильнее)
- требование обоснованности.
Эмпирическое обоснование (опытное)
|
|
3 разновидности: наблюдаемые факты, примеры, иллюстрации.
Наблюдаемые
Вопросы: - на сколько в полном объеме я увидел это явление? – может возникнуть суждение о целом по какому-то факту;
- вопрос наблюдателя. Состояние – у субъекта всегда есть установка на восприятие. Опыт восприятия фактов должен быть согласован социально. Показания одного ни о чем не свидетельствуют. Предположения надо проверять.
Примеры – частные случаи, которые в процессе обоснования нуждаются в обобщении – индукция. Проблема – чем больше, тем лучше, ярче и весомее.
Иллюстрация. Примеры нужны для доказательства еще недоказанных положений, а иллюстрации – о доказанном, чтобы более выпукло это показать, адаптировать.