Инвенция – 1 этап. Определение темы, мысли, цели, стратегии. Аудитории (тема должна быть интересна и оратору, и аудитории). Важны знания по теме. К разным аудиториям нужен разный подход (количество, подготовленность, социально-культурные признаки).
Менее 30 – диалог получается лучше, аудитория более критична.
Подготовленный оратор сообщает что-то новое.
Аудитория может быть односторонняя, равнодушная, конфликтная (Клюев «Риторика»).
Диспозиция – 2 этап. Наука о развитии мысли. Четкое членение сообщения, связь между частями. Планирование речи – композиция (вступление, основная часть, заключение). Сначала обращение, середина – отношения, изменения, свойства, действия и в конце вывод. История – естественный ход к кульминации / или с кульминациями к развязке и выводу (Ломоносов). Методы: индуктивный, дедуктивный. По аналогии, концентрический (материал вокруг главной темы, возвращение к мысли на новом уровне, отрицание отрицания по спирали). Ступенчатый – последовательно о проблемах, без возврата к вышесказанному.
|
|
Аргументация в диспозиции: есть ли у оратора творческая позиция; тезисы – должны быть неизменными; аргументы должны быть истинными.
Элакуция (украшение, красноречие).
Подбор языковых средств, приемов для 1 и 2 этапа. Аристотель (глава о стиле) – говорил, что это неизбежно. Ясно и недвусмысленно. Слог – совокупность выразительных качеств речи. Древние – правильность, ясность,уместность и пышность. Клюев – ораторы часто пренебрегают стилистикой.
Косвенная тактика эффективнее, чем прямая, в лоб.
Основное средство – метафора (сближение по сходству). Классика – ступенчатые этапы. На самом деле не работает, все идет одновременно. Мы мыслим метафорами. Шкловский: это предмет познания, а даже и не украшения. У истоков мысли может быть образ – название, ключевая фраза, которую надо развернуть.
Мемория (запоминание)
Направленная память. Сейчас очень много информационного шума.
- концентрация;
- ассоциации (мостики памяти);
- повторение.
Память бывает моторная, акустическая, визуальная.
Не заучивать, а взять основу из ключевых слов.
Есть способы: рифмование; аббревиатуры; цифры с образами; использование картинки; смысловые цепочки.
Презентация речи.
Может спасти или все загубить.
Вербальные и невербальные средства (бОльшую роль играют невербальные).
Бессознательные знаки надо привести в соответствие со смысловым посылом.
Не надо театра, главное – естественность.