Этапы работы над речью

Инвенция – 1 этап. Определение темы, мысли, цели, стратегии. Аудитории (тема должна быть интересна и оратору, и аудитории). Важны знания по теме. К разным аудиториям нужен разный подход (количество, подготовленность, социально-культурные признаки).

Менее 30 – диалог получается лучше, аудитория более критична.

Подготовленный оратор сообщает что-то новое.

Аудитория может быть односторонняя, равнодушная, конфликтная (Клюев «Риторика»).

Диспозиция – 2 этап. Наука о развитии мысли. Четкое членение сообщения, связь между частями. Планирование речи – композиция (вступление, основная часть, заключение). Сначала обращение, середина – отношения, изменения, свойства, действия и в конце вывод. История – естественный ход к кульминации / или с кульминациями к развязке и выводу (Ломоносов). Методы: индуктивный, дедуктивный. По аналогии, концентрический (материал вокруг главной темы, возвращение к мысли на новом уровне, отрицание отрицания по спирали). Ступенчатый – последовательно о проблемах, без возврата к вышесказанному.

Аргументация в диспозиции: есть ли у оратора творческая позиция; тезисы – должны быть неизменными; аргументы должны быть истинными.

Элакуция (украшение, красноречие).

Подбор языковых средств, приемов для 1 и 2 этапа. Аристотель (глава о стиле) – говорил, что это неизбежно. Ясно и недвусмысленно. Слог – совокупность выразительных качеств речи. Древние – правильность, ясность,уместность и пышность. Клюев – ораторы часто пренебрегают стилистикой.

Косвенная тактика эффективнее, чем прямая, в лоб.

Основное средство – метафора (сближение по сходству). Классика – ступенчатые этапы. На самом деле не работает, все идет одновременно. Мы мыслим метафорами. Шкловский: это предмет познания, а даже и не украшения. У истоков мысли может быть образ – название, ключевая фраза, которую надо развернуть.

Мемория (запоминание)

Направленная память. Сейчас очень много информационного шума.

- концентрация;

- ассоциации (мостики памяти);

- повторение.

Память бывает моторная, акустическая, визуальная.

Не заучивать, а взять основу из ключевых слов.

Есть способы: рифмование; аббревиатуры; цифры с образами; использование картинки; смысловые цепочки.

Презентация речи.

Может спасти или все загубить.

Вербальные и невербальные средства (бОльшую роль играют невербальные).

Бессознательные знаки надо привести в соответствие со смысловым посылом.

Не надо театра, главное – естественность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: