Степень объективности

В нашей работе выше мы отталкивались от того, что степень объективности не столь велика по двум причинам: во-первых, потому что любая организация общества существует уже в рамках той или иной идеологии и принимает (вольно или невольно) ее традиции, во-вторых, потому что функции и задачи определяются довольно условно (т.е.в каждой ситуации по разному, в зависимости от «заказчика новости» и ее инициатора).

При этом данный вывод относится к современности. Необходимо посмотреть на корни — историю вопроса для того, чтобы согласиться или не согласиться с мыслью о том, что данное положение дел — не завоевание информационного общества, а роется в самой природе того, что теперь мы называем средствами массовой информации.

Обратимся к истории.

Периодичное распространение информации среди населения имело место во всех обществах (от надписей и глиняных табличек древних шумеров до глашатаев,зачитывающих указы царствующих особ). Однако в современном понимании СМИ возникли лишь в конце XVI— начале XVII вв., с расширением торговых и культурных контактов между европейскими странами, которые потребовали создания новой системы обмена информацией.

Вся история развития журналистики говорит о том, что главным и приоритетным направлением в истории СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. Люди общались, получали и передавали информацию с помощью масс-медиа. Сам человек в древнейшие времена выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени к другим, от старейшин к молодым сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли информацию на листах пергамента, в виде наскальной живописи, на глиняных дощечках. Если относить все эти способы сохранения знаний к примитивным средствам массовой информации, то можно говорить о том, что зачатки появления прессы относятся еще к 5-му веку до нашей эры. Тогда в Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней. Конечно, они не были печатными, так как до появления печатных станков было еще далеко, однако, явной их функцией было доносить информацию до общественности.

В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки». Например, такие из них, как куранты, ревю или реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг придумал процесс печатания с помощью подвижных литер. Родиной печатных изданий считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают первой газетой в том понимании слова, как принято у современного человека. Эта газета стала выходить в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году стала издаваться первая ежедневная английская газета (историками зафиксирована даже точная дата – 11 марта) – «Daily Courant». Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях. Это как если бы Вы захотели подключить новую услугу на свой номер Билайн, пришли в салон связи и попросили рассказать о самой главной и важной услуге оператора. Понятно, что сотрудник салона связи придет в недоумение, ведь услуг много, и каждая из них по-своему важна. Так и в древности: много форм, но нет конкретного единого жанра. Официальные послания, личные письма, наказы, поучения и т.д. Появление печати позволило объединить все эти разнообразные формы изложения мыслей в конкретные журналистские жанры. Сначала появились такие жанры, как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позднее оформились и другие. В зависимости от исторического периода существования печати принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века). Религиозно-клерикальная журналистика имела место в Средние Века. Тогда, во-первых, было немного грамотных людей. А во-вторых, очень велико было влияние церкви на все сферы жизни общества. Инакомыслие пресекалось на корню. Потому и проникновение его в печать было недопустимо. Феодально-монархический строй общества характеризуется невысоким уровнем экономического развития. Активно шел процесс перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Соответствующие черты носила и журналистика того времени. Развитие торговли требовало обмена информацией (о прибытии кораблей, ценах на товары, о продукции). В свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными изданиями, стали важнейшей частью жизни общества. Более того, они стали влиять на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ приобретают ярко выраженную политическую направленность. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (или элитарную) и на популярную (или массовую). К концу 20-го века выделяют и промежуточные виды прессы. Социалистическую журналистику относят к особой категории опять же в свете идеологической направленности как всего общества в то время, так и непосредственно средств массовой информации. В настоящее время можно констатировать формирование общегуманистической журналистики. Ясно, что тот или иной тип существовал в свое время. Не во всех государствах сменились все рассмотренные нами типы. К примеру, буржуазная и социалистическая журналистика существовали параллельно друг другу и имели свои отличительные особенности. Именно последние упомянутые типы журналистики явили миру феномен массовой информации с его обращением к широкой аудитории и возможностью влиять на ее мнение. В общегуманистической журналистике, выходящей на первые роли в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого принудительного воздействия на членов общества. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнение, а не навязывать чьи-либо идеалы. На протяжении всего своего развития журналистика прошла через три подхода к ее пониманию. Они последовательно сменяли друг друга. Первый (казуалистский) подход основывался на понимании СМИ как мощного орудия воздействия на человека. Умышленно насаждался авторитет прессы, ее главенствующая роль в жизни общества. Именно при таком подчинительном отношении к СМИ возможно было влиять на сознание и мнение граждан. Второй (функциональный) подход был уже за равноправные отношения между членами коммуникационного процесса (между средствами массовой информации и реципиентами, которые эту информацию воспринимали). В данном случае за человеком оставался выбор, принимать ли на веру мнение прессы или же придерживаться своей точки зрения. И, наконец, третий (коммуникационный) подход, к которому пришла журналистика в современном мире, провозглашает главенство реципиентов. СМИ призваны лишь выражать мнение людей, а не навязывать постулаты.

Выделим основные этапы в развитии СМИ:

- до начала нашей эры наблюдались прагазетные явления,

- эпоха рукописных изданий охватывает период с начала нашей эры до 15-го века,

- 15-17 века – период становления газетно-журнального дела, изобретение и широкое распространение книгопечатания,

- с 17-го до начала 20-го веков происходит совершенствование полиграфической базы, журналистика формируется как общественный институт,

- первая половина 20-го века ознаменована позиционированием СМИ как рычага власти, а порой и еще одной властвующей структурой в дополнение к уже имеющимся,

- вторая половина 20-го века характеризуется становлением электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных СМИ,

- в современном мире средства массовой информации играют важнейшую роль во всех сферах жизни общества, журналистика стала более доступной, открытой и распространенной, что открывает ей большие возможности для участия в процессе формирования мировоззрения людей.

Преемственность исторических форм «четвертой власти» и казуалистского подхода говорят о том, что исторически средства массовой информации развивались применительно к той или иной идеологии, правительственной идее, заказу и т. д. Одни из самых первых источников — берестяные грамоты или же летописи — Лаврентьевская и Ипатьевская — служат явным примером того, что эти источники были созданы эпохой и для эпохи. Изменились типы обществ, исторические формы политических писаний, а механизм сохранился. В силу этого механизма мы не можем считать особенностью СМИ — объективность. Отвечая на выше поставленный вопрос, хотелось бы подчеркнуть, что традиция не родилась в индустриальном обществе, а лишь в нем трансформировалась и раскрылась в наибольшей мере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: