Типы обществ и их классификация. Эволюция общества

Все многообразие обществ, существовавших прежде и су­ществующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Суще­ствует множество способов классификации обществ в зависимости от того, какой признак положен в основу типологии. Например, с точки зрения марксизма тип общества определяется способом производства. В связи с этим различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, феодальная, капита­листическая и коммунистическая (социалистическая). Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т.е. обладающие языком, но не имеющие письменности, иписьменные, владеющие алфавитом и фик­сирующие слова в материальных знаках и носителях: кли­нописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господству­ющих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию. Данная классификация включает пять типов: общества, живущие охотой и собирательством; садоводческие, аграрные и промышленные (индустриальные) общества.

В западной социологии конца XIX – начала XX вв. в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, А. Тойнби утвердилась идея о двух типах общества – традиционном (военном) и индустриальном (промышленном). Типология, в основу которой положена идея о двух типах общества, получила название дихотомии.

Деление общества на традиционное и индустриальное является устойчивым в социологии. Под первым понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В нашем сегодняшнем понимании – это примитивное, отсталое общество, для которого характерны низкие темпы развития производства, большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел французский социолог К. Сен-Симон, подчеркнув тем самым иную производительную основу общества. Другими важными чертами этого общества являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1887 году немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855-1936) предложил свою типологию обществ, позже ставшую классической. Он ввел термины «гемайншафт» (Gemeinschaft) и «гезельшафт» (Gesellschaft), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Хотя термин «гемайншафт» переводится как «община», он относится к сельской общине, а термин «ге­зельшафт» или «общество» – к городскому индустриальному обществу. Н. Смелзер насчитал пять основных различий между данными понятиями:

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, «гемайн­шафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Об­щество типа «гезельшафт» основано на рациональном осу­ществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются день­гами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа «гемайншафт» придает решающее значение традиционным обыча­ям, верованиям и неписаным законам, в то время как «ге­зельшафт» есть общество, основанное на формальном пра­ве.

3. В области разделения труда общество типа «гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, склады­вающейся главным образом на основе родственных свя­зей – обычно мужья, жены и дети выполняют определен­ные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

4. В обществе типа «гемайншафт» культура формирует­ся на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» – на светских.

5. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» склады­ваются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоци­ации).

Э. Дюркгейм также разделял общую для западной социологии XIX в. идею о двух типах общества. Он разработал свою дихотомию, в основу которой положил признак социальной солидарности. Механическая солидарность, присущая тради­ционному, архаическому обществу, основывается на нераз­витости и сходстве составляющих общество людей. Общество сплочено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Органическая солидарность порож­дается разделением общественного труда и основа­на не на сходстве, а на различии индивидов, т.е. она пред­полагает развитие личности в современном обществе. Именно благодаря разделению труда индивид осоз­нает свою зависимость от общества.

Дихотомия Тенниса, как и дихотомия Дюркгейма подверглась кри­тике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа «гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других доиндустриальных обществ. Кроме того, в каж­дом современном обществе смешаны элементы «гезельшафт» и «гемайншафт», т.е. последние никуда не исчезают.

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности про­тиворечий и конфликтов, которые в определенной мере присущи любому обществу.

По этой причине различные авторы вводят дополнительные характеристики к описаниям традиционного и индустриального общества. Так, К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, основу различий между которыми составляет соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению Поппера, является закрытым, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, – открытым.

Если есть дихотомия, должна быть и триада, в основу которой положены три типа обществ. Существует некоторая синтетическая модель, авторство которой принадлежит американскому социологу Д. Беллу. Он разделил всемирную историю на три стадии и выделил три типа обществ: доиндустриальное, или тра­диционное, индустриальное и постиндустриальное, или со­временное. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, образ жизни, социальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе определяющим фактором развития было сельское хозяйство, а главными институтами – церковь и армия, в индустриальном – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, то в постиндустриальном – теоретические знания во главе с университетом как местом производства и сосредоточения знания. Переход второго в третье сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства (подобные процессы наблюдаются в США и Японии).

Триаде Белла другие исследователи противопоставляли свои трехуровневые типологии, из которых наиболее известны концепция премодернистского, модернистского и постмодернистского общества С. Крука и С. Лэша, теория доэкономического, экономического и постэкономического общества В.Л. Иноземцева, теория «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации О. Тоффлера.

Сравнивая эволюцию общества, различные стадии его развития социологи выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Второй закон истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Глобальный исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это понятие включает в качестве составных частей экономический, технический и культурный прогрессы. Процесс, противоположный прогрессу, называется регресс. Он означает попятное движение общества, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя его движение вперёд могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй – революционным.
Под модернизацией понимается революционный переход к индустриальному обществу, осуществляющийся путём комплексных реформ, растянутых во времени. Модернизация рассматривается в двух основных значениях. Первое – это все социальные процессы и изменения в обществе, в результате которых происходит улучшение во всех сферах жизнедеятельности человека. Второе – это изменения, преследующие цель достигнуть уровня и качества жизни государств, выступающих в качестве образца. Различают органическую и неорганическую модернизации. В российской науке утвердилась концепция «догоняющей» модернизации. Она осуществляется с целью достижения того уровня развития, на котором в определенные периоды времени находились страны Запада. Модернизация «вдогонку» шла через несколько этапов: реформы Петра I, Александра II, реформы Столыпина, Витте, Ленина–Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: