Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

VII. Социокультурное развитие общества 1985-2000гг




Политика “гласности” значительно повлияла на духовную и культурную обстановку в обществе.Начались активные дискуссии о советском периоде истории. Если раньше на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения создавался мир показного благополучия, критические публикации строго дозировались, то теперь в условиях перестройки средства массовой информации стали не только отражать реальные проблемы жизни страны, но и активно вмешиваться, помогать их решению. Ярким показателем демократизации сферы информации стали подробнейшие отчеты о ходе съездов и конференций, прямые трансляции по радио и телевидению.

Возобновился процесс реабилитации жертв массовых репрессий. В частности, были реабилитированы лидеры партийных оппозиций Н. Бухарин, Л. Каменев, Г. Зиновьев и др.

Реформа средней школы началась еще в 1984 г. Однако опыт первых лет ее осуществления позволил определить основные трудности. Главная причина неудачи реформы школы в том, что она проводилась административными методами сверху. Школа оставалась лишь пассивным исполнителем указаний, исходивших от работников Министерства просвещения. Начало перестройки всей жизни общества не внесло никаких изменений ни в содержание реформы, ни в практику ее проведения. Процесс демократизации не затронул систему народного образования.

Многие писатели и публицисты выступили с начала перестройки с осуждением деятельности Сталина, а затем и всей коммунистической партии. С антисталинских позиций выступали М. Шатров в пьесе “Дальше... Дальше... Дальше...”, А. Рыбаков в романе “Дети Арбата”, историк Р. Медведев в публицистическом исследовании “О Сталине и сталинизме”, многие другие. Стали публиковаться запрещенные ранее произведения. В 1988 г. в СССР вышел роман Б. Пастернака “Доктор Живаго”. В печати появились рассказы О. Волкова, В. Шаламова, Л. Разгона, Л. Гинзбурга о советских лагерях и тюрьмах. Выходили произведения писателей-эмигрантов, как уехавших из России до революции (В. Набокова, М. Алданова, Б. Зайцева, В. Ходасевича), так и вынужденных эмигрировать в 70-х -начале 80-х гг. (И. Бродского, В. Войновича, В. Аксенова, Г. Владимова, А. Зиновьева). Открывались выставки эмигрировавших художников и скульпторов Э. Неизвестного, М. Шемякина, О. Целкова и др. Наконец, были опубликованы и запрещенные книги А.И. Солженицына – “Архипелаг ГУЛаг”, “В круге первом”, “Раковый корпус”, “Август Четырнадцатого” и др.

Читатели смогли познакомиться с творчеством русских поэтов – Н. Гумилева, В. Ходасевича, Г. Иванова, произведения которых ранее не издавались у нас в стране. Широко стали публиковаться произведения М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Ахматовой, А. Платонова. В 1988 г. был опубликован роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба”.




Изменилось и положение в кинематографе. Стали свободно показывать многие ранее запрещавшиеся зарубежные фильмы, из архивов были возвращены фильмы советских режиссеров, также запрещенные для открытого показа в 70-е гг.: телесериал “Штрихи к портрету В.И. Ленина” М. Шатрова, фильмы А. Германа “Проверка на дорогах”, “Мой друг Иван Лапшин” и другие. Большим событием в истории кино эпохи “перестройки” стал фильм Т. Абуладзе “Покаяние”, вышедший в 1987 г.

Художественные выставки середины 80-х гг. П. Филонова, А. Лентулова, К. Малевича, В. Кандинского, М. Нестерова позволили зрителям увидеть подлинную историю советского изобразительного искусства 20-30-х гг. во всем его многообразии, богатстве течений и школ. В советскую музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, В. Ашкенази, Г. Кремера и других выдающихся музыкантов современности. Из подполья вышли деятели запрещенных музыкальных движений. Самой широкой популярностью стали пользоваться рок-группы “Кино”, “Алиса”, “Аквариум”, “ДДТ”.

Оживилась религиозная жизнь в стране. В 1988 г. широко отмечалось 1000-летие принятия христианства на Руси. Прекратились гонения на Русскую православную церковь. Церкви стали возвращать конфискованные здания храмов и монастырей. В СССР свободно стали действовать не только последователи православия, но и мусульмане, буддисты, представители различных сект.

В 1995 г. премии “Оскар” американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова “томленные солнцем”, а в 1996 г. специальным призом Каннского фестиваля был отмечен фильм С.В. Бодрова “Кавказский пленник”. Рост интереса к отечественной истории и традициям народа нашел отражение в фильме Н.С. Михалкова “Сибирский цирюльник”. Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В.П. Аксенова (“Желток яйца”), В.П. Астафьева (“Прокляты и убиты”), Г.Я. Бакланова (“Свой человек”), Б.Л. Васильева (“Аксиома самоиска”, “Россия воскресе”, Е.А. Евтушенко (“Не умирай после смерти”, Ю.М. Нагибина (“Бунташный остров”), А.И. Солженицына (“Красное колесо”).



“Перестройка” сделала более свободной творческую атмосферу в стране. Вместе с тем многие стали видеть в культуре только средство получения прибыли. Культура стала “коммерциализироваться”. Появилось понятие “шоу-бизнес”.

Социокультурный фон, на котором разворачивается сегодня жизнедеятельности общества, сформировался исторически, необычайно сложен и его нельзя игнорировать ни в масштабной общественной или государственной деятельности, ни в индивидуальной социальной практике. Особенностью России является то, что ее история как бы не уходит в прошлое, а является частью современности, активно влияя на жизнь общества.

На протяжении веков российское общество сложилось как плюралистическое по духовным ценностям, социальной организации, культуре, традициям, общественным идеалам, образу жизни. В общественной системе дореволюционной России (во всех сферах, в государственной прежде всего) доминировал русский народ (неколониальный тип империи). Это выразилось прежде всего в том, что все народны жили по законам, отражающим русскую традицию. В органах власти высшего и среднего уровня преобладали русские, применялся русский язык в сфере управления. Государство рассматривалось как русское, хотя в начале ХХ в. русское население составляло менее половины общего числа жителей станы (44%). Православие имело приоритет по сравнению с другими конфессиями и статус государственной религии. Доминирование русских означало неравноправное, по сравнению с ними, положение других народов.

Становление гражданского общества, утверждение разделения властей и парламентаризма во второй половине XIX – начале XX вв., как ни ограничен был этот процесс, неизбежно поставили в повестку дня вопрос о переходе в многонациональном государстве от общественной системы, основанной на доминировании одного народа, к демократическому устройству при равноправии всех народов. Эта задача колоссальной исторической сложности при отсутствии мирового опыта. Ее нерешенность вызвала мощные национальные движения в годы революции и гражданской войны, которые, наряду с борьбой в русском обществе, привели к распаду государства.

В советское время общественная система, несмотря на официально провозглашенный интернационализм и равноправие, также строилась на доминировании русских, русификация была более жесткой, чем в царское время. Масштабная политика советского времени по стиранию социокультурных различий, утверждению целостности на основе русского языка и культуры породила иллюзии, что все народы России – СССР сблизились и консолидировались. Однако при ослаблении коммунистической системы выявилась неоднородность и СССР развалился в историческом плане в “одночасье”.

В России, оставшейся в границах РСФСР, доля русских в составе населения выросла, но общество в целом осталось неоднородным. Идет стремительный процесс восстановления мусульманской и буддийской духовной традиции, самосознания народами себя как части больших и укорененных в истории цивилизаций.

Советская модернизация привела к тому, что все большие города, особенно столица России, стали многонациональными. Усилилась тяга к этнической консолидации, которая проявляется во всех сферах жизни. Это явно демонстрирует уголовный мир: чеченская группировка, азербайджанская и т.д. По мнению Семенниковой, социокультурная неоднородность России в условиях тяжелых реформ таит угрозу дальнейшего развала, межнациональных конфликтов и напряженности.

Стихийно формирующаяся сейчас идеологическая сфера подвижна, плюралистична, что является достижением молодой демократии. Но в ней уже проявляются устойчивые тенденции, которые могут стать идеологическим оправданием свертывания демократии и возрождения коммунистической диктатуры в модернизированном варианте.

Вывод из нашего исторического прошлого: необходимо признание разности, уважение ее и обязательный учет в социальной практике. Важно осознать мировой опыт. Многие страны освоили или осваивают рынок и парламентскую демократию, но это не только не привело к стиранию социокультурных различий, к унификации и общему знаменателю, а наоборот, вывело на первый план не схожесть, а различия.

Россия вступила в полосу новой, глубокой модернизации, взяла курс на создание демократического правового государства. Процесс этот идет сложно. Трудности возрастают в связи с тем, что в обществе все еще преобладает корпоративность. Большинство подобных образований либо сохраняет жесткую общественную систему с доминированием одного народа (Китай, например), либо уже распались.

Общество должно строиться на принципах равноправия граждан. Необходима развитая правовая база, охраняющая социокультурный и духовный плюрализм нашего общества, гарантирующая свободу развития, а также государственную и общественную поддержку.

Россиян, конечно же, не может не волновать и тревожить прошлая, настоящая и будущая судьба России — огромного евразийского материка со своим самобытным, но в общем следующим по виткам общеисторической спирали путем.

Россия (вернее то, что предшествовало ей) на два тысячелетия позже по сравнению с эпицентрами прогресса начала свой исторический путь. Такое отставание вынуждало двигаться быстрее, чтобы догнать ушедших вперед. Ценой неимоверного напряжения сил удавалось приблизиться к эпицентру, и затем опять следовал период расслабления. Крупными вехами, перепадами на этом пути были национальные катастрофы переходных периодов: XIII—XIV вв. (феодальная раздробленность и татаро-монгольское нашествие); конца XVI — начала XVII в. (“Великая смута”); начала XX в. (распад Российской империи). Сейчас вновь пришло время очередной катастрофы — распад СССР и угроза России, длительный и глубочайший спад производства и уровня жизни, небывалая инфляция, разрыв хозяйственных связей, разгул преступности и всевластие “теневой экономики”, бессилие и коррумпированность государственного аппарата, деинтеллектуализация и политическая разобщенность общества, утечка капиталов, “мозгов и талантов”, угроза превращения некогда могучей сверхдержавы в сырьевой придаток развитых экономик.

Каждая катастрофа конечна, со временем она сменялась оживлением, национальным возрождением. Что и когда ждет Россию в будущем? Четко вырисовываются два крайний сценария. Пессимистический — если кризисные тенденции сохранятся еще на десятилетие и сделают многие негативные процессы необратимыми. Тогда Россия (то, что останется в ее ядре) на десятилетия, а то и на столетия уйдет на дальнюю периферию мирового прогресса, вступит в угасающую фазу жизненного цикла локальной цивилизации. Этот сценарий пагубен и для мирового сообщества, поскольку он таит в себе семена глобальной катастрофы.

Возможен и оптимистический сценарий, если осознание катастрофы возродит жизненные силы и единство народа, как это не раз бывало в прошлом, и путем концентрации сил на общенациональной стратегии спасения и возрождения, поворота экономики к человеку, преодоления нарастающего технологического отставания, формирования эффективной многоукладной экономики, пробуждения сил предпринимательства и инициативы, преодоления волны преступности, партнерских взаимовыгодных отношений с внешним миром удастся к концу нынешнего десятилетия остановить скольжение в пропасть и, после сравнительно короткой передышки, с нарастающей скоростью устремиться вверх, по трудным ступеням к новой цивилизации, догоняя ушедшие вперед страны, занимая свою неповторимую нишу в общеисторическом пути к будущему. Предпосылки для такого прорыва — богатейшее интеллектуально-культурное наследие и мобилизирующая силы энергия осознания гибельности сложившихся траекторий.

Переход от тоталитаризма к демократическому обществу в стране таких масштабов и таких традиций как Россия не мог произойти гладко и просто. Политический процесс в России не поддается прогнозам. Однако все, что происходит в государстве, имеет глубокие исторические корни. Опыт показывает, что для России не подходят модели политического и экономического развития, заимствованные из опыта западных или восточных государств. Своеобразие исторического пути России требует от политиков и государственных деятелей вдумчивого изучения прошлого страны и, если не расчета государственной стратегии, то хотя бы избежания ранее допущенных ошибок.

Тестовые задания:

1. Укажите две страны на территории бывшего СССР, в которых прошли в 1990 –е гг. кровопролитные военные столкновения.
a) Казахстан
b) Белоруссия
c) Грузия
d) Молдавия

2. К периоду перестройки относится …
a) введение поста Президента СССР
b) кампания по борьбе с космополитизмом
c) политика неосталинизма
d) принятие новой Конституции

3. Первым президентом СССР был избран…
a) М.С. Горбачев
b) В.В. Путин
c) Н.С.Хрущев
d) Л.И. Брежнев

4. Попытка государственного переворота, ускорившая процесс развала СССР, произошла…
a) в марте 1990г.
b) 19 августа 1991г.
c) в апреле 1985г.
d) 8 декабря 1991г

5. Роспуск СССР и создание СНГ произошли в соответствии с Беловежскими соглашениями…
a) 8 декабря 1991г.
b) 12 июня 1990 г.
c) 11 марта 1985г.
d) 12 декабря 1993г

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
a) 12 декабря 1993г.
b) 25 декабря 1991г.
c) 4 октября 1993г.
d) 19 августа 1991г.

7. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в 1993г. завершилось…
a) подписанием Федеративного договора
b) одновременным избранием Президентом РФ В.В. Путина
c) роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР
d) созданием федеральных округов

8. Укажите правильное соответствие экономического преобразования 1992г. – нач.XXI в. и фамилии главы правительства, его проводившего
1) либерализация цен
2) замена льгот денежной компенсацией (монетизация)
3) дефолт
a) М.Е. Фрадков
b) С.В. Кириенко
c) Е.Т. Гайдар

9. Россия является членом…
a) «большой восьмерки»
b) Организации Североатлантического договора
c) Европейского Союза
d) Организации Варшавского договора

10. Гласность – это…
a) восхваление западных ценностей
b) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
c) обновление марксистско-ленинской идеологии
d) восхваление советского образа жизни








Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2646; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9787 - | 7603 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.221.149 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.