В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых).
В соответствии с характером нарушений и степенью их выраженности дети воспитываются в специальных (коррекционных) учреждениях, находящихся в введении Министерства образования, Министерства здравоохранения и социального развития.
I. В системе Министерства образования открыты виды учреждений:
* сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей,
*специализированных (коррекционных) детских домов,
*дошкольных групп при специальных школах-интернатах. В них принимаются дети в возрасте от 3—4-х до 7—8-и лет.
1.Сеть детских садов компенсирующего вида с круглосуточным пребыванием детей
Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
**В состав ПМПК входят представители органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.
Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):
• обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;
• защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педагогического воздействия;
• сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;
• обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
• обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;
• обеспечение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;
• разработка требований к подготовке квалифицированных педагогических кадров.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств.
В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные задачи. (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»)
В диагностическом блоке ведущей задачей является
---- организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза. Это происходит при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса,
---- а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на
--- решение вопросов социализации,
--- повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи,
---на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника,
---а также воспитание у него положительных качеств.
Коррекционный блок задач направлен:
- на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
- на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Наиболее значимым в коррекционной работе является
**формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
*****Данные способы служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
- Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, которые повышают эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
ИТАК,
Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
Блок образовательных задач направлен на
- формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности,
-развитие их познавательной активности,
-формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
-Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все перечисленные задачи решаются коллективом специального дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающими содействие в воспитании детей данной категории.
В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя — 4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7—8 лет.
В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими мероприятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специальных детских садов открыты бассейны, фитобары.
В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий охранительный режим:
*это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.
* Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопление знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.
Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые дошкольники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подготовить их к обучению в специальной школе.
2. Сеть специализированных (коррекционных) детских домов /
**Умственно отсталые малыши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта.
**Работа с детьми раннего возраста, в условиях дома ребенка направлена на
-обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками,
- удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны взрослого и сотрудничестве с ним,
-потребности в исследовании предметного мири, а
- также на стимулирование психомоторного развития.