Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.

К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифферен­цированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

ясли-сады;

детские сады,

дошкольные детские дома',

дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы,


методы и приемы выявления, коррекции и профилактики откло­нений в развитии детей, заложены многие традиции коррекцион-ного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в на­стоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих);

с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с

косоглазием и амблиопией);

с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недораз­витием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами напол-няемость групп (до 15 воспитанников).

Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными ком­плексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и де-фектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефекто-логами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую пла­ту за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с от­клонениями в развитии сделано исключение - с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет


детей с дефектами физического или психического развития»). Указанное право по сей день регламентируется этим документом.

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была под­чинена единой цели - помочь семьям в воспитании «проблемных» детей, максимально реализовав их потенциальные возможности.

Характерным признаком советской системы образования были довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, такие дети не принимались в массовые детские сады. Если же у воспитанника массового до­школьного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреж­дения и переводе в специализированное учреждение или группу решался достаточно жестко. В результате специалисты, в том чис­ле и зарубежные наблюдатели, оценивающие советское образова­ние, отмечали чрезвычайную закрытость, изолированность учре­ждений для детей с отклонениями в развитии, искусственную от­чужденность воспитанников от нормально развивающихся свер­стников и от общества в целом.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общест­венного дошкольного образования. Так, в специальные дошколь­ные учреждения не принимали детей с комбинированными, ком­плексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учрежде­ния для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далеко не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбециль-ности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного ап­парата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитываю­щие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении их образования своими силами и зачастую ограничивались медицин­скими мероприятиями.

Отметим также, что определить ребенка в ясли-сад можно было только с 2-летнего возраста, а в детский сад - с 3 лет. Дети раннего возраста являлись объектом внимания здравоохранения и прак­тически не имели психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, созданная сеть специализированных дошколь­ных учреждений внесла огромный положительный вклад в орга­низацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы


детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образо­вании» и в 1995 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образова­ния в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового ти­па образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребно­стями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (далее -ДОУ).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, пока родители находятся на работе, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практиче­ски единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении, утвержденным постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от

2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при нали­чии условий для коррекционной работы только с согласия родите­лей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­пах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспита­ние в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответст­вии со специальными коррекционно-развивающими программа­ми, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше

3 лет) и составляет соответственно для детей:

с тяжелыми нарушениями речи -до б и 10 человек;


с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в воз­расте старше 3 лет - до 12 человек;

глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащих - до 6 и 8 человек;

слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и 10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 че­ловек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и 10 человек;

с задержкой психического развития - до 6 и 10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет - до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией - до 10 и 15 человек;

часто болеющих - до 10 и 15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек для обеих возрастных групп;

с иными отклонениями в развитии-до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребы­вания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования Рос­сии от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных обра­зовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».)

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах -«Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования проис­ходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально раз'


ривающихся детей. В условиях российского дошкольного образо­вания интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады об-щеразвивающего вида должны иметь массу условий - специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной рабо­ты с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, не­смотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нор­мально развивающимися сверстниками. Специалисты, распро­страняющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать: а) в общеразвивающих группах дет­ских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осу­ществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать об­разовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учрежде­ний заложены в соответствующем Типовом положении, утвер­жденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образо­вательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психи­ческого развития детей (см. схему 1).

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьно­му обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не толь­ко с новым видом деятельности - с учебной деятельностью, но и должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых, и к новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «на­чальная школа - детский сад» может рассматриваться как наибо­лее комфортная организационная форма для обучения и воспита­ния детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке, вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошко­льную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как пра­вило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к каждому «проблемному» перво­класснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, -образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положе­ние о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 №867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консуль­тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси­холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной пе­дагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждении специфичен - это дети:

с высокой степенью педагогической запущенности, отказываю­щиеся посещать общеобразовательные учреждения;

с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несо­вершеннолетия матери;

из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также постра­давшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Очевидно, что среди перечисленных групп детей встречается не­мало детей с отклонениями в психическом или физическом разви­тии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.


Основные направления деятельности таких учреждений по от­ношению к детям дошкольного возраста:

диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

образование детей в соответствии с их возрастными и индиви­дуальными особенностями, состоянием соматического и психиче­ского здоровья;

организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждаю­щихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, са-наторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и полу­чении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждаю­щихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положе­нием, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривает­ся ряд организационных форм. Для детей с выраженными откло­нениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в те­чение которых у ребенка формируют предпосылки учебной дея­тельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимуществен­но дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или Дети, не имевшие ранее возможности посещать специализирован­ное образовательное учреждение (например, при отсутствии дет­ского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразова­ния России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть изданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет - на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения Снятий могут комплектоваться группы, ориентированные на все-


стороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектоло-гом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-пе­дагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратить­ся на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на­правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли­ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: