Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия (или одной акции) и финансовой базой.
Финансовая база – это измеритель, отражающий финансовые результаты деятельности компании (например, прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации и др. показатели).
Расчет ценового мультипликатора предполагает:
1) расчет цены акции по компаниям-аналогам;
2) вычисление финансовой базы за определенный период или на дату оценки.
Иногда в расчетах используют прогнозные величины. Цена акции берется на последнюю отчетную дату, предшествующую дате оценки, или определяется как среднее значение между максимальным и минимальным значением за период (например, за последний месяц).
Финансовая база может быть выбрана следующим образом:
1) как показатель финансовых результатов деятельности компании за последний отчетный год;
2) как показатель за последние 12 месяцев;
3) как среднее за несколько лет.
В оценочной практике используют два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.
|
|
К интервальным мультипликаторам относятся:
а) цена/прибыль;
б) цена/выручка;
в) цена/дивиденды;
г) цена/денежный поток;
К моментным мультипликаторам относятся:
а) цена/ балансовая стоимость активов;
б) цена/стоимость чистых активов.
Ценовой мультипликатор рассчитывается по следующей формуле:
, (4.5)
где Цм – ценовой мультипликатор компании-аналога;
Vан – рыночная стоимость компании-аналога;
ФБан – финансовая база компании-аналога.
Выбор наиболее целесообразного финансового показателя определяется с учетом особенностей каждой конкретной ситуации. Для получения объективных данных рекомендуется применять несколько мультипликаторов одновременно.
Сфера применения и принципы использования ценовых мультипликаторов представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1