Цели обучения успешно и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.
Метод обучения – это способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение образовательных целей. Составная часть метода – прием. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов обучения.
Систематизация методов обучения происходит по различным признакам. Например, по источнику передачи знаний различают:
1) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные методы (иллюстрация материала с помощью плакатов, таблиц, картин, макетов, карт, демонстрация опыта, телепередач, компьютерных программ);
3) практические методы: упражнения, лабораторные работы, дидактические игры.
По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала выделяют следующие методы:
1) академический, при котором знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде, тиражируются;
2) активный означает «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;
|
|
3) интерактивный, когда получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.
По способу передачи информации в учебном процессе различают:
1) прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;
2) исследование предполагает вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;
3) моделирование представляет собой участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;
4) совместное обучение предполагает работу обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.
Две последние классификации отражены на рис. 1.
Исследуем классификацию методов обучения по способу передачи информации в учебном процессе применительно к развитию экономических знаний и использованию последних в практике хозяйствования стран Европы и России.