Методы обучения в ретроспективе образовательного процесса Европы и России

Методы обучения возникли на определенном этапе развития человечества и эволюционировали вместе с ним. Особое влияние на их появление и использование оказали явления и процессы хозяйственной практики.

До XVIII в. умения и навыки приобретались у мастера того или иного ремесла. Профессиональные секреты не объяснялись в письменной или устной речи, а лишь демонстрировались, охватывая ничтожно малое количество людей. Объяснением тому служила «тайна» ремесла и длительный период освоения действий мастера.

С появлением «Энциклопедии» (1751–1772) Дени Дидро и Жана Д’Аламбера можно было получить специальные знания о ремеслах, не нанимаясь в ученики к мастеру. Благодаря «Энциклопедии» практический опыт был преобразован в знания, практическое обучение – в учебники, конкретные действия – в прикладную науку.

К началу XVIII в. в экономических и технических отраслях знания выделился эмпирический уровень, потому что обобщение фактов, результатов наблюдений реализовалось в систематизацию понятий и формулировку эмпирических законов. XVIII в. знаменует собой новый этап, победу теории, переход к раскрытию субстанциональных связей и зависимостей. Например, в экономической науке выделилась школа экономистов-классиков Великобритании, которые впервые исследовали внутренний механизм саморегулирования экономической системы.

В Европе открылись технические учреждения (Школа мостов и дорог во Франции в 1747 г., Школа горного дела в 1776 г. в Германии и др.) и курсы экономических дисциплин. В Вильнюсском университете с 1783 г. начинается чтение отдельных разделов политической экономии, которая в 1803 г. выделяется в отдельную дисциплину. В 1831 г. в Вильнюсском университете обучалось около 2000 студентов, причем около 80 % из них – уроженцы Беларуси.

В XVIII–XIX вв. в Европе и России сформировалось высшее техническое и экономическое образование.

В тот период времени в учебных заведениях использовалось прямое обучение, когда последовательно, логично, доступно объяснялись основные понятия, принципы и законы изучаемой дисциплины. Этот подход оказался эффективен при изложении нового сложного материала технических и экономических дисциплин. Формой прямого обучения стала лекция. Текст считывался с книги или тетради. Позже стали уделять внимание методическому аспекту изложения материала. М. В. Ломоносов обратил внимание на выразительность и интонацию речи, умение держаться перед слушателями. Считал необходимым учиться «красноречию», пользоваться примерами. Он соединил лекцию с учебным исследованием. В завершении курса выполнялась исследовательская работа.

С развитием науки в XIX в. стали необходимы практические и лабораторные занятия. Получила развитие практика, когда лекция в форме беседы следовала за самостоятельной работой студентов. Они изучали темы дисциплины и приходили в определенное время к лектору с вопросами. После этого проводилась лекция.

Критика прямого обучения была обоснована: во-первых, некритическим и пассивным восприятием материала; во-вторых, отсутствием стимулов к самостоятельной работе; в-третьих, разной реакцией восприятия материала студентами. Считалось обоснованным проведение лекций в тех случаях, когда лектор обладает выдающимся даром слова, владеет новым неопубликованным материалом или имеет место вводный курс по какой-то дисциплине.

Преподаватели, ученые стали создавать школы для практического обучения студентов. За практическими занятиями в гуманитарных дисциплинах закрепилось название «семинар». На семинарах творчески обсуждались проблемы. Студенты проявляли самостоятельность суждений, способность анализировать, обобщать материал, давать оценочные суждения.

В этот период в учебном процессе получает развитие метод исследования. Исследование предполагало вовлечение обучающихся в процесс постановки вопросов и самостоятельный поиск ответов на них.

Метод исследования при обучении экономическим дисциплинам способствовал развитию дедуктивного мышления. Обучаемые осознавали, что знание представляет собой гипотезу, которая может изменяться с появлением новых фактов.

До середины 50-х гг. ХХ в. в образовательном процессе использовались методы, которые помогали эффективному усвоению знаний, навыков по созданию машин и механизмов, проектированию и организации трудовых процессов. Постепенно знания стали применять для систематических нововведений и новаторства, и наука превратилась в непосредственную производительную силу. Если в эпоху промышленной революции руководитель, управленец отвечал за применение и эффективное использование средств производства, то сейчас основной функцией руководителя является эффективное использование знания в коллективе. Поэтому в учебном процессе все больше внимания уделяется работе в команде, развитию навыков межличностного общения.

Ценность этих методов состоит в достижении групповых целей и в то же время культивировании индивидуальной ответственности обучаемых. Моделирование и совместное обучение актуальны при смене образовательных парадигм, когда целью становится не трансляция знаний, а создание учебной среды для открытий и формирования опыта самими обучаемыми. Однако эти методы не отрицают прямого обучения и исследования, а, наоборот, сбалансированное их использование применительно к определенным дисциплинам, курсам позволяет оптимизировать образовательный процесс. Более подробное описание методов обучения содержится в последующих темах.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает метод обучения?

2. Чем отличается метод от приема обучения?

3. Проведите систематизацию методов обучения по различным критериям.

4. Как соотносятся: а) академический метод и метод прямого обучения; б) интерактивный метод, моделирование и совместное обучение?

5. Какую роль сыграла «Энциклопедия» (1751–1772 гг.) Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера в образовательном процессе?

6. Объясните появление различных методов обучения в педагогической практике Европы и России.

Практикум

Проводится семинарское занятие с использованием интерактивной методики «5 из 25». К работе привлекается материал темы «Спрос, предложение и рыночная цена». Составляется анкета – список из 25 утверждений, раскрывающих суть изучаемой темы. Причем, утверждения должны быть одинаково значимыми, чтобы сложно было выбрать несколько основных из предлагаемого перечня для освещения обозначенной идеи. Одна из версий анкеты предложена ниже.

Анкета

Из предлагаемого перечня утверждений (25) следует выбрать пять наиболее значимых и расставить их по степени важности. Системообразующую идею может предложить преподаватель, а могут это сделать и студенты. Например, предлагается осуществить такой выбор, ориентируясь на предмет экономики.

Представим процедуру работы с анкетой:

1. Индивидуальный выбор. Каждый студент определяет свою позицию по данному вопросу – выбирает пять наиболее значимых утверждений.

2. Деление на группы. Преподаватель образует малые группы.

3. Работа в малых группах. Каждая группа работает над созданием общей позиции – выбором пяти наиболее значимых утверждений. Совместный выбор должны разделять все члены подгруппы. Здесь важно слышать друг друга и выбирать веские аргументы.

4. Иерархизация. Ранжирование пяти наиболее важных утверждений необязательно. Преподаватель сам определяет, вводить этот этап или нет.

5. Представление результатов. Представители подгрупп (по желанию или выбору преподавателя) презентуют результаты своей работы. Дается короткий комментарий с записью на доске.

6. Комментарии ведущего. Педагог подводит итоги работы, комментирует результаты работы малых групп. Он мотивирует свой выбор как один из взглядов на проблему, а не как на решение спора. В силу того, что занятие проводится по методике преподавания экономических дисциплин, важно ответить на следующие вопросы: 1. Когда используется данная методика? 2. Каковы «плюсы» и «минусы» состоявшегося вида деятельности?

1. Механизм координации спроса и предложения действует на товарном рынке и рынке ресурсов.

2. Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции.

3. Предприятия должны сокращать свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их понижения (при неизменности всех других факторов).

4. Покупатели приобретают дополнительные единицы товара при условии, что их цена понижается (при неизменности всех других факторов).

5. При более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного товара, который теперь становится дороже.

6. На рыночную цену влияет как спрос, так и предложение.

7. Продавец должен уметь объяснить назначение каждого товара.

8. На спрос влияют и неценовые факторы.

9. Реклама – стимул спроса.

10. В точке равновесия экономическое движение прекращается.

11. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе.

12. В установлении рыночной цены важную роль играет не только объем предложения, но и качество товара.

13. В случае, когда объем спроса равен объему предложения, цена на товар может сохраняться.

14. С возрастанием качества товара возрастает спрос на него (при неизменности всех других факторов).

15. Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к уменьшению спроса на взаимодополняемый с ним вид (при неизменяемости всех других факторов).

16. Закон спроса описывает связь между ценами и количеством товара, которое будет куплено при каждой возможной цене.

17. Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше при низких.

18. Спрос влечет за собой предложение.

19. Взаимодействие спроса и предложения приводит к формированию равновесной цены.

20. Действие неценовых факторов приводит к изменению в предложении.

21. Чтобы покупка состоялась, необходимо два экономических субъекта – покупатель и продавец.

22. Повышение цены на какой-либо вид товара ведет к увеличению спроса на взаимозаменяемый с ним вид.

23. Спрос и предложение способны дать представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании экономической системы в целом.

24. Закон спроса действует только в отношении нормальных товаров.

25. Увеличение количества постоянных покупателей способствует успеху фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: