В каждой стране в зависимости от ее исторических особенностей, уровня экономического развития, социально-политических и социально-культурных факторов, институциональной и экономической политики государства формируется своя модель рынка труда. Принято выделять три основные модели рынка труда: англосаксонскую, европейскую, японскую. При этом считается, что остальные страны заимствуют отдельные черты этих трех моделей.
Американская (англосаксонская) модель рынка труда стала результатом решения проблем мобилизации ресурсов в ходе пионерной модернизации. Она отражает особенности развития богатой ресурсами экономики, не обремененной, социально-экономическими проблемами докапиталистического развития.
В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег. Для американской политики занятости характерна ориентация на высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному признаку. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий уровень безработицы (по сравнению с Японией и Швецией), что характеризует преобладание внешнего рынка.
Таким образом, англосаксонская модель – это модель внешнего рынка труда.
Европейская модель рынка труда основывается на социально-корпоративистском социальном контракте. Исторический опыт западноевропейских стран показал, что частный интерес и конкуренция способны разрушать основы общества. Экономическая эффективность распределения и использование трудовых ресурсов стала увязываться с социальной эффективностью: ростом благосостояния, качества жизни. Приоритет общественно интереса способствует снижению индивидуальных рисков работников через их объединение и перекладывание на бизнес и государство.
В Германии отличительным признаком рынка труда является отказ от приоритета индивидуального торга между работником и работодателем; государство берет на себя значительную часть рисков, как бизнеса, так и работника, но оно устраняется от непосредственного участия в коллективных переговорах (принцип тарифной автономии). Система занятости в германской модели основывается на создании эффективных рабочих мест, обеспечивающих высокие доходы для занятых работников. Высокая цена труда, складывающаяся из высокой заработной платы и высоких социальных налогов, побуждает фирмы внедрять капиталоемкие технологии и ведет к установлению высокой и длительной безработицы.
Своеобразие шведской модели в активной политике занятости, проводимой государством. Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.
На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально развитых странах. Политика в области занятости тесно увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития.
«Политика солидарности» в заработной плате» должна обеспечить равную оплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные — сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.
Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная комплексная политика государства поддерживает высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране. И хотя оно не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, особенно когда к власти на смену социал-демократам приходят правые партии, но чаще всего вновь возвращаются к ней. Социал-демократическое правительство в последние годы ослабило внимание к борьбе с безработицей и в 90-е гг. она стала возрастать.
Японская модель сформировалась после второй мировой войны в условиях узости внутреннего рынка и нехватки капитала, когда основным источником развития становились человеческие ресурсы. Такая модель рынка труда основывается на обмене повышенной трудовой активности работников на гарантии занятости. Основная отличительная черта японской фирмы заключается в опоре на многофункциональных рабочих, гибкость в разграничении трудовых обязательств, преобладание горизонтальных связей в обработке информации, работник активно вовлекается в решение конкретных производственных задач.
Отличительная черта японской модели рынка труда — «система пожизненного найма», предусматривающая гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Эти гарантии результат сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями, собственниками капитала. Они законодательно не оформлены, но поддерживаются профсоюзами; обеспечивается лояльность последних по отношению к фирме.
И для внутреннего, и для внешнего рынка Японии важнейшей чертой является стабильная занятость, характерная не только для периода высоких темпов роста экономики, но и после вступления в полосу неустойчивого развития (после кризиса 1975 г.). Использование работников в течение длительного времени позволяет компании организовать профессиональную подготовку и повышение квалификации на внутрифирменном уровне в соответствии со структурой рабочих месте, научно-техническим прогрессом, модификацией выпускаемой продукции, заранее предусматривать профессиональную мобильность внутри фирмы, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы. Руководство фирмы по своему усмотрению перемещает работника с одного места на другое, из одного подразделения в другое. Имеются особенности и в формировании заработной платы. Она в течение длительного времени зависела в основном от стажа и возраста, но сегодня учитывается квалификация и эффективность труда. Старая система организации заработной платы стимулирует длительный стаж работы, препятствует свободному переходу работников на другие предприятия.
Для японской модели характерно патерналистское отношение руководителей компании к персоналу, внимание к непроизводственной стороне жизни работников и заинтересованность последних ко всем аспектам деятельности предприятия. Большую роль в этом отношении играют кружки качества.
Система пожизненного найма предопределяет в известной мере и решение проблем сокращения производства и увольнения работников за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия, на предприятия других фирм согласно взаимному соглашению. Эти меры сдерживают рост безработицы.
Японский рынок труда считается закрытой моделью рынка труда, внутренним рынком труда.