Рынок труда

Рынок труда в США отличается своей высокой мобильностью. Наибольшим спросом на нем пользуются высокообразованные и высокооплачиваемые специалисты (ученые, инженеры, менеджеры, программисты), а также квалифицированная рабочая сила, занятая в качестве обслуживающего персонала в торговле, общественном питании, городском хозяйстве. Такая тенденция имеет своим следствием рост в разнице оплаты труда и уровня жизни между двумя вышеназванными категориями персонала.

Есть и черный рынок труда, рабочие места на котором получают нелегальные иммигранты из стран Латинской Америки и Азии (по последним подсчетам около 11 миллионов). Уровень безработицы в США один из самых низких в мире – около 5,8-6% экономически активного населения.

Характерными особенностями рынка труда в США является самая высокая среди развитых стран мира продолжительность рабочего времени, а также наивысшая в мире производительность труда. По данным МОТ (Международной Организации Труда) в 1997 году американец в среднем работал по 1966 часов в году, что даже на две недели превышает японцев! (1889 часов в году). При этом один американский рабочий создавал товаров на 50 тысяч долларов в год, в то время как японец – на 40 тысяч долларов США, немец – на 46 тысяч, ирландец – 43 тысячи долларов.

Структура экономики США отличается своей ярко выраженной постиндустриальностью. В сфере сельского хозяйства создается около 2% ВВП, а промышленность дает 23% ВВП. А наибольшая доля ВВП приходится на нематериальное производство: сфера услуг дает 75% ВВП страны. Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. Большая чем у США сферы услуг в структуре производства ВВП наблюдается только в Нидерландах (78%), Израиле (81%) и Гонконге(83%).

На долю США приходится 34% мирового промышленного производства. Промышленность США потребляет около 1/3 сырья добываемого в мире.

Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника – роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др.

Доля агропромышленного комплекса (АПК) в ВВП США превышает 20%. В этой сфере довольно быстро растет производительность.

В 2001 году в США насчитывалось около 1,6 млн. В сфере агробизнеса США заняты 21.: млн. человек, что составляет 17% общего количества рабочих мест в экономике страны. Доля экспорта сельскохозяйственной продукции США неуклонно растет, что может привести к перепроизводству продукции. Произошел процесс укрупнения ферм и уже сейчас 13,8% крупных хозяйств дают более 70% всей товарной продукции.

В последние десятилетия в США наблюдается устойчивый рост сельского хозяйства. При этом количество ферм снижается, а их размеры и производительность труда фермеров растут. (в 1945 году насчитывалось 5,9 млн. ферм). И за этот же период средняя площадь фермы увеличилась с 79 га до 199 га. При этом всего 3% общего количества ферм (около 60 тыс.) производят половину сельскохозяйственной продукции.

Американские фермеры достигли самой высокой в мире производительности труда. Один фермер обеспечивает потребности в сельскохозяйственной продукции 59 человек, в то время как в западной Европе – 19 человек, в Японии – 14. Этому способствует использование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокий уровень развития инфраструктуры (включая организацию транспортировки и складирования продукции). А также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства. Расходы на выполнение государственных программ в сфере сельского хозяйства и продовольствия составляют 4,5% всех расходов федерального бюджета США; они эквивалентны 27% годичной стоимости сельскохозяйственной продукции страны и равноценны предоставлению ежегодной государственной субсидии в размере 410 долларов на каждый гектар пашни.

Примерно 25% производимых в стране продуктов сельского хозяйства идет на экспорт. США занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и зерна. Второе место в мире по экспорту риса (после Таиланда).

На долю США приходится более 45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы, 52% - соевых бобов (1 место в мире), 21% - хлопка, 18% - масличного семени, 17% - мяса (1 место в мире), 18% - риса.

Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%.

Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные услуги, здравоохранение отдых и развлечения, автосервис. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.

Особую роль в современном облике экономики США играет так называемая информационная революция. Ежегодные инвестиции в компьютеры и современные средства связи в конце 90-х гг. Росли ежегодно на 25%. За счет этих инвестиций обеспечивается примерно 1/3 экономического роста США. Каждый год американский бизнес вкладывает порядка 220 млрд. долларов в компьютерные технологии и новейшие коммуникации и еще 10 млрд. долларов на программное обеспечение.

Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными процессами с использованием ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего. Важнейшим направлением повышения качества транспортных услуг становится внедрение системы перевозок «только в срок», с подачей грузов подвижным составом с точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах, что существенно повышает эффективность экономики.

США – крупнейший в мире экспортер товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). В общем объем экспорта США составляет 16% мирового объема экспорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. В 2001 году экспорт составил около 1,2 трлн. долларов.

В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.

Примечание: В пограничных с США районах Мексики на базе прямых инвестиций американских ТНК создана мощная производственная база по изготовлению готовых товаров из импортных комплектующих с последующим экспортом в США. Американские ТНК пользуются низкими издержками труда в Мексике, но это приводит к росту взаимной торговли между Мексикой и США. Основными партнерами США по экспорту являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%) и Тайвань (3,2%).

Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год. США является крупнейшим в мире экспортером капитала (в год вывозится около 0,3-0,4 трлн. долларов США). Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли американских корпораций.

Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках – один из главных факторов американского хозяйственного роста. Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Благодаря этому в 1992-1996 гг. Было создано 1,5 млн. новых рабочих мест.

Импорт в США составляет 23% мирового объема импорта (в 2001 году импорт в США составил 1,4 трлн. долларов). Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти – 50%, черных металлов и текстиля – 20%. С импортом связано 13% производства ВВП. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США.

США является самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов. По данным платежного баланса во второй половине 90-х годов в США ввозится капитала на 0,5 трлн. долларов. Растет приток в страну как прямых инвестиций (приближаясь к 0,1 трлн. долларов), так и портфельных (0,3-0,4 трлн. долларов). Огромное положительное сальдо движения капитала не только смягчает проблему платежного баланса, но и помогает финансировать значительную часть капиталовложений в американскую экономику. Прямые иностранные инвестиции обеспечивают до 7% капиталовложений в основные фонды американской экономики.

Американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.

Основными странами-экспортерами товаров и услуг на американский рынок является Канада (19% импорта США), Япония (17,4%), Мексика (7,3%), Китай (5,6%), Германия (4,6%), Тайвань (3,9%) и Великобритания (3,6%).

Соглашение о создании североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА (Nortn-Amerikan Free Trade Area-Nafta) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х годов: Европейский Союз резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно наращивали экономичекий потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу Активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентноспособность американских корпораций на мировом рынке.

Уже в первые три года с момента подписания договора взаимная торговля США с Канадой и Мексикой увеличилась на треть. США поставили цель создать зону свободной торговли Америк, которая объединит рынки 34 государств Западного полушария.

Уже к 1994 году пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами были снижены на 65%.

По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от Европейского Союза, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентноспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на новых предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли.

2.3. Особенности модели государственного регулирования экономики в Канаде.

Канада входит в «семерку» наиболее крупных развитых стран. Ее ВВП в конце 90-х гг. Приблизился к 700 млрд. долл., а ВВП на душу населения был около 22 тыс. долл., что свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны. Традиционно на экономику Канады оказывали влияние два главных фактора – наличие богатых природных ресурсов и соседство США.

Важнейшей особенностью канадской промышленности является то, что доля принадлежащих иностранным компаниям активов в промышленности страны превышает 40%, из них свыше 70% являются собственностью корпораций США. В частности, в электроэнергетике Канады иностранным компаниям принадлежит 63% активов, в химической промышленности – 68%, в автомобилестроении – 92%.

До 90-х гг. Государственный сектор занимал ведущие позиции в электроэнергетике, транспорте, связи и выступал крупным производителем широкого ассортимента товаров и услуг. 90-е гг. В экономической жизни Канады характеризовались началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования. В этот период правительство продало частным инвесторам основную часть крупных государственных предприятий обрабатывающей и нефтегазовой промышленности. Приватизация была осуществлена также в сфере воздушного и железнодорожного транспорта, транспортной инфраструктуры – аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и средств связи.

Внешнеэкономические связи имеют большое значение для экономики Канады. В 1992-1997 гг. рост экспорта был главной движущей силой деловой активности в Канаде. Доля экспорта товаров и услуг по отношению к ВВП увеличилась с 18% в середине 80-х гг. до 26% в 1992 году почти до 40% в 1997г.

Экспорт минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья традиционно определяет место страны в международном разделении труда. Более 70% объема канадского экспорта приходится на продукцию пяти секторов экономики: лесного комплекса, горнодобывающей и металлургической промышленности, пищевой и сельскохозяйственной отраслей, энергоносителей и автомобилестроения.

Денежно-кредитная и валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры для темпов инфляции на 3-5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках.

На современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Канаде является перемещение депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков в Банк Канады.

Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в отраслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершается приватизация объектов транспортной инфраструктуры – аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т.п. Ликвидированы крупномасштабные системы субсидирования в сфере транспорта и в сельском хозяйстве. Большинство провинций передали в частные руки крупные телефонные компании. Муниципалитеты все шире привлекают частные компании для оказания социальных услуг.

С 1993 года начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практически отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе – сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов.

В 1997 году экономика страны обрела опору во внутренних факторах роста. Благодаря существенному удешевлению кредита (в предшествующие два года центральный банк неоднократно снижал процентную ставку) произошло оживление потребительского спроса. Темпы прироста потребительских расходов в 1997 году составили около 5% - самый высокий показатель за десятилетие. С конца 1996 гола продолжается подъем в жилищном строительстве, заметно увеличился объем закупок товаров длительного пользования. Так, в первые три квартала 1997 года было построено домов на 24% больше, чем за тот же период предыдущего года, продажи автомобилей возросли более чем на 16%, бытовой электротехники – 14%.

По оценкам экспертов Канада в 1997 году заняла 4-ое место среди стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-ом месте - Сингапур, за ним Гонконг и США).

В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 год стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП – 3,5 % - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%.

В промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были корпорации «ресурсных» отраслей: нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов.

В целом в последние годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.

Строительство жилья начало быстро расширяться еще в 1996 году, а зданий и сооружений производственного назначения годом позже. Этому способствовало удешевление заемных средств и особенно снижение ставок процента по долгосрочным кредитам и займам на жилищное строительство.

В 1997 году положение на рынке труда улучшилось. Уровень безработицы составил 9,2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 году новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности. Экономические обозреватели расценивают все это как признак «здорового» роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.

Допустимый прирост потребительских цен установлен Банком Канады в пределах от 1 до 3%. Во второй половине 1996 года эксперты Центрального банка даже заговорили о появлении признаков дефляции.

В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста экономики сохраняются возможности дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические нововведения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях производства. Предприятия прежде всего стремятся сократить издержки, а не повысить цены. В предшествующие годы они провели максимально возможное обновление производственных мощностей.

Ключевым элементом долгосрочной программы ликвидации бюджетного дефицита стало последовательное и крупномасштабное сокращение расходов при сохранении стабильных ставок налогообложения. По окончании 1995 фин.г. дефицит федерального бюджета уменьшился впервые за 20 лет. В марте 1997 года он составил менее 8,9 млрд. долл. по сравнению с 42 млрд. три года назад, а к ноябрю уменьшился до 5 млрд.

Благодаря быстрым темпам роста экономики и низким процентным ставкам на кредитно-финансовых рынках правительство сбалансировало бюджет ранее намеченного срока.

В целом показатель доли суммарного дефицита бюджетов центрального правительства и провинций по отношению к ВВП упал с 10% в 1992 фин.г. до 1% шесть лет спустя. Это существенно меньше среднего показателя по группе семи ведущих индустриальных стран.

Регулирование иностранных инвестиций в Канаде в 90-е годы заметно изменилось по сравнению с прошлыми десятилетиями. В ступившее в силу с 1989 года соглашение о свободной торговле с США и присоединение к нему Мексики свели к минимуму возможности канадского правительства контролировать приток капитала из этих стран, при том, что на США приходится примерно две трети общего объема поступающих из-за рубежа прямых капиталовложений. Условия инвестирования для партнеров Канады по Североамериканскому соглашению о свободной торговле в ближайшие годы будут распространены и на инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации.

Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей – урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если: а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.; б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.

В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания – 14 млрд., а третье – Япония (6 млрд.). Японские фирмы в последние годы заметно активизировали свою инвестиционную деятельность проявляя особый интерес к вложению средств в строительство автосборочных предприятий, в предприятия лесопромышленного комплекса, а также в операции с недвижимостью.

Вывоз капитала из Канады в 1996 году был примерно равен ввозу. Прямые канадские инвестиции за рубежом составили 171 млрд.долл. За последние десять лет они увеличились более чем в 1,6 раза, тогда как ввоз капитала – примерно в 2 раза. Около 65% прямых зарубежных капиталовложений канадских инвесторов было направлено в США.

2.4. Особенности модели государственного регулирования экономики в Швеции.

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государства. Этот термин появился еще в конце 60-х гг., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Экономисты отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства.

Шведская модель исходит из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: 1) полная занятость и 2) выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 года (за исключением 1976-1982 гг.) – у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

Отойдя еще в 20-е годы от идеи национализации, СДРПШ стала исповедовать концепцию функциональной социализации, или функционального социализма, предусматривающую обращение результатов частнокапиталистического предпринимательства и экономического роста на социальное выравнивание, а также установление производственной демократии. Это означало широкое государственное вмешательство в экономику в духе кейнсианских рецептов, увеличение налогов, существенное усиление перераспределительной и социально-законотворческой роли государства.

Логически завершали картину высокая степень государственного управления в экономике и практически полное огосударствление социальных услуг, котрые расценивались социал-демократами в качестве главной сферы обеспечения социального выравнивания.

В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства составляет 92%, в том числе в здравоохранении – 92%, в образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг.

Политика солидарности в области заработной платы предусматривала снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение их для низкооплачиваемых работников.

Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной европы и четверти для всех развитых стран.

Благосостояние практически всех шведов в той или иной степени зависит от государства, даже если не принимать во внимание его как относительно самого крупного работодателя. Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов населению в его совокупных денежных доходах – ¼ - среди преобладающего большинства западных стран, для которых эта величина равна в среднем 15-16%.

По удельному весу ассигнований государства на образование и здравоохранение в ВВП Швеции превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые – в 1,5 раза.

Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Лидер социал-демократов Пер Альбин Хансон в 1928 году выдвинул концепцию Швеции как «дома народа», где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики

Методы шведской модели предусматривают активную роль государства с учетом практической целесообразности и реальных возможностей..

Основы шведской модели были сформулированы еще в начале 50-х годов в шведском профсоюзном движении, а затем стали стержнем экономической политики социал-демократов.

Активная политика на рынке труда ориентирована на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем распределении и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа.

Одной из особенностей шведской модели является, в частности, гибкость антикризисной государственной политики. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов «непроизводительных» для него затрат. Государство стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, в определенной степени, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.п.

Социальная политика швеции пронизана идеей равенства. Так, например, шведская модель отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

Существующая сегодня в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В основе ее лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года.

Кроме этих трех форм собственности существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на две группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам – с 47% в 1975 году до 21% в 1985 году, в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился – с 53% в 1975 году до 79% в 1985 году (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров – с 70% в 1951 году до примерно 20% в 1985 году – вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

Таким образом, институциональная собственность в значительной степени заменила частных лиц. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и страховых компаний, на которые в 1985 году приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции покупающей компании. Некоторые крупные пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали «стратегические вложения» капитала в акции. Этому способствовала высокая ликвидность многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 года.

Вместе с тем резко возросло и число шведов, владеющих акциями. Это объясняется как сокращением портфелей акций частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 году различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков и фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 года вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 году налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 году на эти инвестиционные фонды приходиловь 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд.долл. против 102 млрд.долл.). Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенская столь»), электроьехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), дереаообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенсая целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше»» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей и инструмента («БАККО», «Авеста»).

В Швеции сложился наиолее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. К примеру, финансовую группу «Скандинависка эншильда банкен», контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)*. Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

* П р и м е ч а н и е: В Республике Беларусь предприятия принадлежащие государству частично считаются частной формой собственности.

Размер государственного сектора может измеряться в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 году. Она возросла с 33% в 1960 году до 45% в 1970 и 67% в 19892 году (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась.

Следуя цели равенства, социал-демократы построили систему всеобщего благосостояния, которая заключается в том, что общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде важных областей: образовании, здравоохранении, заботе о детях и пожилых, социальных услугах и т.п.

Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.

Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, рождении ребенка, наступлении старости, при безработице и т.п. Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается пособие наличными, именуемое общественной помощью.

Все более актуальными для шведской модели являются такие угрозы, как интернационализация и глобализация в мировой экономике. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Быстро растут заграничные инвестиции шведских компаний (а это отток финансов, создание их дефицита на внутреннем рынке), занятость на дочерних иностранных фирмах увеличивается быстрее, чем на материнских фирмах, а крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, создавая при этом международные.

Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития.

В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении.

В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВВП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 году составляла 25%.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее «золотые годы». Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось, на отрасли пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Резко возросли цены на нефть. Конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке.

Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы. Государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей.

Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1983 году ВВП возрос на 2,4%, промышленное производство – на 5,1%, производительность труда – на 7,4%. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема.

Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

Термин «кооператив» обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление – «один член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

Сфера деятельности кооперативов широка; существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и т.д.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.

В Швеции на 20% самых богатых семей приходится около 37,5% доходов, на 20% самых бедных – около 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Средняя заработная плата женщин составляет 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии – 84,8%, в Германии – 73%, в Великобритании – 70,5%, в Японии – 48,5%).

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.

Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.:

Страны ВВП на душу населения (долл.США) Телефо-ны (шт.) Телеви-зоры(шт.) Легковые автомобили (шт.) Потребление электроэнер-гии на душу (кВч) Безрабо-тица (%)
Швеция           1.6
Германия           8.7
Велико-британия           8.4
США           5.4
Япония           2.5
Франция            

Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран.

Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.

2.5. Особенности модели государственного регулирования экономики в Японии

Особенность государственного регулирования экономики в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизирующих звенья структуры экономики на достижении общенациональных целей.

В Японии, начиная с 1956 года, разрабатывались пятилетние планы. Каждый из этих планов имел определенную целенаправленность. Цель плана 1956-1960 гг. – достижение экономической независимости, полной занятости; плана 1976-1980 гг. – сдерживание роста цен, содействие мировому экономическому сотрудничеству.

В Японии функционируют следующие органы, которые играют главную роль в разработке общегосударственных планов: Экономический Совет, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технологии.

Планы-прогнозы дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики: показывают проблемы с которыми может столкнуться правительство и обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Цель планов-прогнозов - дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют совместно с Министерством финансов. Министерство финансов контролирует выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для создания этих планов изучается статистика, спрос, предложение и конкурентоспособность продукции. Из перечисленных ранее Министерств исходят идеи и советы, которые никто не обязан выполнять. Но, если предприниматель не воспользуется такими рекомендациями, то может даже разориться. К этим рекомендациям относятся: динамика спроса, условия конкуренции, состояние технологий и т.д. Опираясь на эти рекомендации каждая корпорация разрабатывает свою стратегию.

Министерство внешней торговли и промышленности Японии в конце 60-х гг. Сделало прогноз о нефтяном кризисе и рекомендовало предпринимателям перейти на производство малолитражных автомобилей. К совету Министерства прислушались и когда в 1973 году возник энергетический кризис, спрос на малолитражные автомобили резко возрос.

Японские частные фирмы при определении коммерческой и производственной деятельности учитывают общенациональные интересы.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Еще одна особенность общегосударственного регулирования Японии состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Технологическое развитие имеет выраженную этапность. В 50-е годы осуществлялось становление отраслевой структуры экономики, на базе использования лучших мировых достижений. 60-е годы характеризуют как период становления собственных технологий и производства высококачественной продукции. В последние годы, когда японская промышленность вышла на борьбу с фирмами США и ЕЭС, правительство увеличило затраты на науку и технологии. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование, не наносящее вред окружающей среде.

Япония ежегодно тратит около 500 млн. Долларов, оказывая содействие 185 центрам развития технологий, разбросанным по всей стране.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. В случае успешной реализации поддержанного проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.

Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). В течение последних 35 лет пришлось столкнуться с тремя проблемами: нефтяным кризисом в 1973 году, кризисом «высокой иены» в 1985 году и азиатским финансовым кризисом 1997-1998 гг.

Нефтяной кризис 1978 года был вызван взлетом цен на нефть, когда вследствие войны на Ближнем и среднем Востоке цены ха короткое время подскочили в 4 раза. Поскольку Япония полность покрывает потребности нефти за счет импорта, то экономика оказалась в тяжелой депрессии. Появилась даже теория «нулевого роста», авторы которой полагали, что рост уже невозможен. Однако японская экономика смогла снова встать на путь роста.

Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.

Правительство также проводило антидепрессионную политику, которая в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличила ассигнования на общественные строительные работы, снижала налоги и ставку учетного процента Банка Японии.

Азиатский финансовый кризис 1997 года, вызвавший банкротство ряда крупных банков, ударил неплатежами и по японским банкам, которые смогли «выдержать удар».

2.6. Особенности модели государственного регулирования экономики в Германии

Историки и публицисты по праву связывают экономический подъем Западной Германии с именем Людвига Эрхарда – министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.

Он разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.

Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения.

Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов.:

1) производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;

2) увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

Чем выше жизненный уровень населения, – заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики.

В 1948 году начал реализовываться план Маршалла. Он был принят в США в качестве законодательного акта, по которому предусматривалось направить в Европу 12 млрд. долл. В виде наличных денег, продуктов питания, готовой промышленной продукции и выделить для этих целей 2% американского ВВП. Конгресс США не утвердил бы план, если бы в нем не указывались стратегические цели, отвечающие американским интересам: необходимо вернуть Европе способность платить за американские товары.

Особое внимание уделялось восстановлению американской экономики.

Полагалось, что оздоровление Германии – решающий фактор подъема Европы. В первые два года западная Германия получила по плану Маршалла 1,4 млрд. долл., из четырех млрд., ассигнованных всем 16 участникам. В последующие годы приоритетное финансирование Западного сектора Германии продолжалось.

Летом 1948 года в трех Западных оккупационных зонах Германии началась денежная реформа, сопровождавшаяся принятием пакета социальных законов, разработанных департаментом Людвига Эрхарда.

Конрад Аденауэр – лидер Христианско-демократического союза (ХДС) пригласил баварца выступить на заседании руководящего органа ХДС.

Эрхард убедительно доказал, что плановое хозяйство, установление твердых цен ведут к разрушению баланса: «предложение – спрос»; товары уходят на черный рынок; конкуренция убивается.

Согласно прогнозам Людвига Эрхарда, выполнение его программ позволит развиваться и будет способствовать снижению цен, доходы населения возрастут, что должно обеспечивать высокую покупательную способность. Лишь когда цены в силу тех или иных причин начнут неоправданно расти, государство может вмешаться, но не путем административного регулирования, а такими рычагами, как пошлины, налоги, кредитная политика..

В мае 1949 года ХДС выиграл парламентские выборы.

Аденауэр стал первым послевоенным канцлером, а Эрхард – министром экономики в его правительстве.

Началась работа по претворению в жизнь теории социального рыночного хозяйства.

План Маршалла создал солидную финансовую основу. Разрушенная страна представляла собой огромный рынок сбыта: после нацизма и хаоса послевоенных лет население нуждалось буквально во всем.

В стране имелись значительные резервы рабочей силы. Даже в самые тяжелые времена нацисты не призывали в армию квалифицированных рабочих. К ним добавились миллионы переселенцев из восточных областей бывшего германского рейха, которые готовы были работать буквально за бутерброд.

Министрество экономики, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.

На их основе заработали легкая и перерабатывающая промышленность, создавались условия для средних и малых предприятий. Система налоговых привилегий давала возможность значительную часть прибылей использовать для технического обновления, для внедрения в производство новейших научных достижений.

Особо поощрялись предприятия, работавшие на экспорт. Министерство Эрхарда приняло и осуществило несколько специальных программ содействия этим производствам.

Правительство:

1) брало на себя часть риска по торговым операциям;

2) шло на прямое финансирование крупных экспортных мероприятий;

3) предоставляло налоговые льготы.

Экспорт стал одним из базисных факторов экономического развития, содействовал росту золотых и валютных запасов страны.

Баварский коллега Эрхарда, министр финансов Фриц Шефер проявлял предельную бережливость. Говорят, что беседу с посетителями в своем кабинете, кто бы ни пришел, он начинал словами: денег нет и не предвидится. Сам канцлер подчас пасовал перед его решимостью защитить утвержденный бюджет.

Ф. Шефер при поддержке Эрхарда не допускал эмиссий, выходящих за рамки бюджета.

Немецкая марка постепенно превратилась в одну из самых крепких мировых валют, на которую стали равняться валюты других стран. Начала складываться эффективная антимонопольная система. Монопольные объединения не запрещались, но они сурово карались (включался «немецкий прессинг») за ограничение конкуренции и необоснованное завышение цен.

Хорошо продуманная экономическая политика исключила возможность создания криминального капитала и, ухода капитала в теневые структуры и «бегство» за границу. Умелое маневрирование налогами делало привлекательными инвестиции и производство.

Позднее налоги резко возрастут, но ставшие сильными предприятия будут аккуратно выплачивать их без существенного ущерба для дальнейшего развития.

В промышленном производстве шло обновление. Отмирали старые отрасли, нарождались новые. Требовалась профессиональная переквалификация. Правительство принимало меры к тому, чтобы процесс проходил без ущерба для людей. Выделялись субсидии на обучение рабочих, на их переселение, если того требовали обстоятельства.

Вместе с промышленностью поднималось и сельское хозяйство. Оно быстро достигло довоенного уровня, а к 1953 году и значительно превзошло его.

В мире заговорили о «немецком чуде».

И недаром: в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1956 году оно удвоилось по сравнению с 1950 годом, в 1962 году – утроилось.

Успешно наращивалось жилищное строительство, причем половина новых квартир являлись социальными, то есть предоставлялись населению по пониженным ценам.

В обществе складывалось устойчивое положение. Постепенно сошла на нет безработица. Появились иностранные рабочие. Рост заработной платы и пенсий превышал рост цен и налогов.

Министерство экономики всячески способствовало накоплению собственности у людей труда, обеспечивало необходимые законодательные акты.

Эрхард не раз подчеркивал, что население только тогда почувствует уверенность в жизни, когда заимеет собственность. Так и был создан широкий средний класс в стране. Вместе с продуманной пенсионной системой это стало основой стабильности благосостояния для всех.

В разоренной Германии наметилась было «утечка мозгов». Правительство приняло меры к тому, чтобы доходы ученых, заработная плата людей интеллектуального труда соответствовали их вкладу в развитие страны. Эмиграция интеллигенции быстро прекратилась.

Эрхарда однажды спросили, как бы он сформулировал основные факторы успешного развития экономики. Он ответил кратко: находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства.

Один пример. В свое время завод в Вольфсбурге, выпускавший знаменитые автомобили «фольксваген», предназначался к передаче англичанам.

С британских островов прибыла профессиональная экспертная комиссия. Она пришла к выводу: предприятие разрушено на 2/3, машины. Производившиеся на нем, не отвечают современным требованиям, производство окажется экономически нерентабельным. Англичане отказались от завода.

Немцы при правительственной поддержке взялись за восстановительные работы. Уже в 1950 году завод выпускал ежедневно по 300 малолитражек, прозванных «жуками», а через несколько лет ежедневно с конвейера сходило по несколько тысяч. Простая экономичная машина пошла на экспорт.

Канцлерство Эрхарда оказалось недолгим и не ознаменовалось какими-либо значительными событиями.

Страна развивалась успешно. Экономика функционировала в хорошо отлаженном ритме.

ФРГ приобретала все большее влияние в сообществе западных государств. Развивались торгово-экономические связи с СССР.

Эрхард ушел в отставку, пробыв на посту канцлера немногим более трех лет. Умер Эрхард в 1977 году в возрасте 80-ти лет. Последние десять лет он прожил не принимая активного участия в политической жизни.

Он остался в истории как творец «немецкого чуда» – экономического возрождения Западной Германии.

В одном из публичных выступлений Эрхард заявил, что современные капиталистические отношения начинают наглядно демонстрировать прогрессивные черты, движение к обществу всеобщего благополучия.

Не раз Эрхард указывал, что «немецкое чудо» – результат... усилий всех немцев, их трудолюбия, деловитости и организованности. Немцы умеют считать деньги и не пускать их на ветер. Правительство со своей стороны всячески поощряет накопление собственности, создавая для этого необходимые условия.

В одной из газетных статей промелькнуло утверждение – «немец любит поесть».

Это верно в том смысле, что немецким рабочим присуще честное и уважительное отношение к труду. Рабочие изначально настроены на хороший труд и солидный заработок. В то же время немцы не считают, что деньги им достаются легче чем трудящимся других стран.

Наполнение рынка товарами дает возможность разумно истратить заработанное и прилично обустроить жизнь.

Трудовой процесс тщательно продумывается и рассчитывается. Его ритм приводит к оптимальным результатам, сводит до минимума брак и потери.

Немецкие рабочие не понимают, почему нужно перевыполнять установленную норму. Завтра будет снова изготовлено столько, сколько нужно.

В 50-е годы уже миллионы немцев на своих машинах или иным способом выезжали в туристические поездки за границу, особенно в близлежащие европейские страны.

ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По общему объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 1997 году - 4,6%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, КНР и Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германии входит в первую десятку мира.

ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. В этом регионе она занимает первое место по величине населения - 81 млн. чел. и 3-е место – по территории – 356,9 тыс. кв. м (после Франции и Испании). ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте в 1997 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота (совокупная стоимость экспорта и импорта) Германия находится на втором месте после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Германия была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.

По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталооснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.

Своеобразие ФРГ заключается в том, что послевоенное экономическое устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: