Гениев очень мало - в любой области человеческой деятельности. Основная масса специалистов - в том числе и в отрасли информационных технологий - это специалисты средней квалификации. А системы должны работать надежно, должны быть совместимы с другими системами, должны нормально эксплуатироваться, поэтому нужно создать технические и технологические условия для решения этих вопросов. Прежде всего, конечно, нужно обобщать, формализовать и использовать лучший опыт, накопленный в отрасли.
Стандарты удешевляют совокупную стоимость владения системами, облегчают возможность расширения, модификации и масштабирования систем, а следовательно увеличивают срок их жизни и окупаемость инвестиций.
Следование стандартам позволяет производителям техники наладить не мелкосерийное, а массовое производство продукции, повысить ее качество. Использование стандартов помогает снизить квалификационные требования к персоналу, сформировать четкие программы обучения, лучше подготовить персонал к решению практических задач.
Стандартизация выгодна всем: и производителям, и потребителям ИС. Она позволяет потребителям ИС:
- не тратить лишних средств на закупку нестандартного оборудования и приобретение вместе с ним дополнительных проблем;
- формализовать и снизить требования к квалификации эксплуатационного персонала без ухудшения качества работ, сохранить независимость от персонала (от «незаменимых» сотрудников);
- иметь возможность выбора поставщиков, которые предоставляют стандартизованные решения.
Итак, стандарты нужны:
- потребителям информационных систем (ИС) — для выбора техники, для упорядочения своей деятельности и взаимодействия с поставщиками;
- поставщикам продуктов и услуг - для снижения себестоимости продукции и следования требованиям рынка;
- разработчикам и эксплуатационникам ИС — для повышения качества решений и обеспечения совместимости с другими системами, а также для применения повторно используемых решений, для снижения трудоемкости и себестоимости работ, повышения их качества.