Факторы региональной экономической реинтеграции стран постсоветского региона

К факторам возрождения постсоветского региона относятся: а) внутренние факторы роста каждой страны; б) региональные факторы развития; в) международные факторы.

Внутренние факторы реинтеграции

1. Разработка научно обоснованной комплексной социально-экономической концепции, подкрепляемой системой научных прогнозов и целевых программ на 5 и 10 лет.

Например, концепция “социального рыночного хозяйства”, неразрывно связанная с реформаторской деятельностью Людвига Эрхарда (1897-1977), возведенная в ранг государственной доктрины и ставшая основой экономической программы Христианско-демократического союза, одной из ведущих партий Западной Германии. “Немецкое чудо” оказалось возможным прежде всего благодаря верно выбранной социально ориентированной модели развития общества. Аналогично шведская модель социализма, автором которой является лауреат Нобелевской премии, политик и теоретик Гуннар Мюрдаль (1898-1987) реализована социал-демократами и обеспечила процветание Швеции.

Для стран постсоветского региона наряду с концепцией социально-экономического развития необходим научно обоснованный учет объема внутренних ресурсов каждой страны, потребностей в конечном продукте и в ресурсах, анализ способности страны удовлетворить потребности за счет собственного производства и за счет импорта, выбор приоритетных направлений развития с учетом возможностей их финансирования и т.д.

2. Развитие рыночной системы: частной собственности, свободы предпринимательства и выбора, конкуренции, ценового механизма, приоритета экономического частного интереса и др. Главный субъект рынка - частный предприниматель, если ему не мешать, скорее найдет общий язык с необходимыми ему партнерами за рубежом, чем амбициозные политические деятели.

3. Динамичное оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования с государственным регулированием экономики обусловливается не только тенденциями развития мирового рынка, формированием смешанной экономики, но и для стран постсоветского региона прежде всего тяжелым состоянием их хозяйства. Неслучайно кейнсианство, как теория регулируемого капитализма, появилось в годы Великой депрессии 1930-х гг. При этом следует иметь в виду динамизм изменения функций государства на каждом этапе развития экономики государств. Поэтому перед странами постсоветского региона стоит задача отбора тех функций и механизмов государственного регулирования экономики, которые позволяли бы решать насущные проблемы. Наряду с этим идет очень сложный процесс разделения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями по пути децентрализации.

4. Усиление социальной направленности экономики дляповышения платежеспособности, ослабления социальной напряженности, решения демографической проблемы, повышения мотивации к эффективному труду. Реализация этой задачи приведет к формированию среднего класса - основной расходующей группы населения, стимулирующей развитие производства, и собственника экономических ресурсов. При этом следует иметь в виду, что эволюция к социально ориентированной экономике является общемировой тенденцией. Например, повышение спроса в США на большие новые автомобили моделей 1955 г. помогло ускорить преодоление спада 1954 г.

5. Решение важной для экономической безопасности государства проблемы миграционных потоков. Последние уносят из более отсталой страны специалистов высшей и высочайшей квалификации в более развитую страну и усиливают тем самым экономический разрыв между странами. В свою очередь, более развитые страны сталкиваются с проблемой нерегулируемого наплыва рабочей силы, пополняющей ряды безработных, увеличивающих криминальную опасность для населения, вывозящих заработанную валюту в свои страны.

5. Переориентация инвестиций из сферы обращения в сферу производства. Рынок в России, как в эпоху первоначального накопления капитала, начал развиваться в сфере обращения, дающей быструю отдачу от вложений капитала. Это - предприятия розничной и оптовой торговли, реализующие в основном товары, закупаемые по импорту, товарные биржи, коммерческие банки и другие фирмы-посредники, занятые внутренней и внешней торговлей и ее обслуживанием. Однако эти звенья рыночной системы не могут оказать должного воздействия на стабилизацию экономики и решение социальных проблем, поскольку имеется “бегство” накопленных капиталов за рубеж, отсутствуют надежные гарантии для иностранного инвестирования, иностранные кредиты не используются на капиталовложения, средства от необоснованного “сброса” крупных объектов государственной собственности в частную пошли не на увеличение и обновление производственных мощностей, а на покрытие бюджетного дефицита. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов за границу за первые 10 лет после распада СССР ушли громадные капиталы - от 120 до 300 млрд. долл. (Экономическая безопасность России. Социально-политический журнал. 1997. № 5, с. 17).




double arrow
Сейчас читают про: