Тема 10. Разрешение земельных споров

План темы:

1. Понятие земельного спора.

2.Разрешение земельных споров в административном порядке.

3. Разрешение земельных споров в судебном порядке.

4. Разрешение земельных споров третейскими судами.

1.

Земельные споры в Российской Федерации являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в ст. 35 Конституции РФ. Разрешение земельных споров - это один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений. ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п. 4) государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения земельного спора. Понятие земельного спора можно рассматривать с разных позиций, при этом различают материально-правовое содержание спора (акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора) и его процессуальную форму (основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор - это особая разновидность процессуального правоотношения).

Земельный спор - это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.

Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру. Приведем его элементы.

1. Стороны - от их количества зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.

2. Предмет спора - субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия - право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес - это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая - объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.

3. Объект спора - прямо или косвенно это всегда земля, земельный участок или его часть (вспомним объекты земельных отношений, ст. 6 ЗК РФ), а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).

4. Содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное - с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший - примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.

Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:

- о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);

- об отводе земельного участка;

- об освобождении;

- об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

2) о праве владения, в том числе:

- о пожизненном наследуемом владении;

- об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения - виндикационный иск.

3) о праве пользования, в том числе:

- о праве постоянного бессрочного пользования;

- об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта - негаторный иск и др.;

4) об аренде;

5) о сервитуте.

- иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки;

6) о возмещении затрат по освоению земельных участков;

7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:

- при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,

- при ином правомерном использовании;

- при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;

8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.

С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант - когда они являются только одной из сторон, третий - споры, возникающие между землепользователями.

Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.

По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).

Также в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяют порядок разрешения земельных споров.

Помимо споров искового производства, в судах подлежат рассмотрению жалобы на постановления о наложении административных штрафов за земельные правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 - 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (порча земель, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв).Кроме гражданских дел, рассматриваются и административные дела, например административные правонарушения по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2.

В настоящее время все больше земельных споров рассматривается в судах. Однако, любое лицо, права которого нарушены, имеет возможность защитить свои права и законные интересы через административные органы. Под административными органами понимают органы государственной власти органы местного самоуправления либо должностные лица. Участники земельных правоотношений вправе подать жалобу на действия или решения государственных органов (органов местного самоуправления) либо их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в вышестоящий орган. Поданная жалоба подлежит регистрации и обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие меры:

- отмена индивидуального правового акта (в случае принятия его с нарушением требований законодательства, превышением компетенции принявшего его лица);

- принятие нового индивидуального правого акта либо совершение действий в рамках, установленных законодательством;

- привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица допустившего соответствующее нарушение;

- отказ в удовлетворении жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах ее рассмотрения письменно.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими административный порядок разрешения земельных споров являются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях.

3.

Закрепление рассмотрения земельных споров в судебном порядке наметилось со времени принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства. Судебными органами, осуществляющими правосудие, являются:

1. Суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские дела, если одной из сторон в споре является гражданин, а также уголовные дела);

2. Арбитражные суды (рассматривают экономические споры, сторонами которых являются юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, основным критерием разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции является характер спорных отношений и их субъектный состав.

Процессуальный порядок разрешения споров установлен: в судах общей юрисдикции - Гражданским процессуальным кодексом РФ; в арбитражных судах – Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Обращение участников земельных правоотношений в судебные органы оформляется в следующих формах:

1. Жалоба. Жалоба подается на действия, бездействия, решения, индивидуальные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, юридического лица, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, незаконно возложена обязанность или лицо незаконно привлечено к ответственности. Лицо, подавшее жалобу, именуется заявитель. Юридическое лицо подает жалобу в суд по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, гражданин вправе по своему выбору подать жалобу в суд либо по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления либо по месту своего жительства. Жалоба должна быть подана в суд в трехмесячный срок (10 дней –в ОЮ) когда лицу стало известно о нарушении его прав, пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

2. Исковое заявление. В порядке искового производства разрешаются дела о признании прав на земельный участок, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав на земельный участок, возмещении убытков и некоторые иные. Организации и граждане, предъявившие иск, именуются истцами. Лица, к которым предъявлен иск, именуются ответчики. По общему правилу исковые требования могут быть заявлены в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (исковая давность). Законом может быть установлен иной срок исковой давности (например, по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе землям, срок исковой давности составляет 20 лет).

Все стороны в судебном разбирательстве пользуются равными процессуальными правами (за исключение госорганов, на которые возлагается обязанность доказывания по делу).

По результатам рассмотрения жалобы, искового заявления суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, искового заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование обратившего лица, отменяет примененные к нему меры ответственности, признает право собственности на земельный участок и т.д. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы, исковых требований. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов публичной власти, организаций, учреждений и граждан и подлежит исполнению.

4.

Пункт 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ впервые закрепляет в федеральном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Принят и действует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", подробно регламентирующий процедуру третейского судопроизводства.

Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться решению этого суда. Сущность третейского суда заключатся в том, что обе стороны добровольно доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам (отсюда и название третейский суд).

Третейские суды могут быть созданными для разрешения одного конкретного спора либо постоянно действующие третейские суды. Постоянно действующие третейские суды рассматривают экономические споры между организациями. В настоящее время при Торгово-промышленной палате РФ имеются 3 постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), Третейский суд для разрешения экономических споров. Помимо названных постоянно действующие суды образованы при Ассоциации российских банков, Союзе юристов, Межбанковской валютной бирже. Уже имеется определенный опыт работы третейских судов по разрешению споров в аграрной сфере, в том числе земельных: с 2000 г. по март 2003 г. был осуществлен проект "Третейские суды в аграрной сфере (ТРАС): распространение и институциональное укрепление ТРАС в России и других странах СНГ". За время реализации проекта создано и функционирует 38 третейских судов в 11 регионах Российской Федерации: в Омской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Ленинградской областях, в республиках Калмыкия, Марий Эл и Чувашия.

Третейское судопроизводство имеет свою специфику по земельным спорам: около 50% всех дел заканчиваются заключением мирового соглашения.

В соответствии с законодательством в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Данное соглашение должно быть оформлено в письменном виде (третейское соглашение). Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

По результатам рассмотрения дела в третейском суде принимается решение, которое объявляется сторонам в заседании суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: