Экономическая безопасность молодых государств постсоветского региона

Тема 10. Некоторые проблемы региональной экономической

Реинтеграции стран постсоветского региона

1. Экономическая безопасность молодых государств постсоветского региона.

2. Пути развития государств постсоветского региона.

3. Факторы региональной экономической реинтеграции стран постсоветского региона

Экономическая безопасность молодых государств постсоветского региона

В конце ХХ века произошел исторически беспрецедентный по масштабам распад единого народнохозяйственного комплекса целостного государства СССР на многочисленные усеченные хозяйства новых государств. Это привело к резкому изменению геостратегического и геополитического состояния стран на постсоветском пространстве.

В Российской Федерации приграничными и прибрежными стали 45 из 83 субъектов Федерации. В порубежных районах действует 250 органов местного самоуправления, которые решают задачи национальной безопасности, регулирования приграничного сотрудничества, обеспечения пограничного и таможенного режимов в условиях, когда эти службы остались на территории уже других государств.

С геополитической позиции ряд субъектов РФ представляют собой «невралгические точки». Недоброжелательное отношение к России со стороны прибалтийских государств. Напряженные отношения с Грузией. К Сахалинской области относятся южнокуриль­ские острова - предмет территориального спора с Японией. Ставропольский край, хотя официально и не имеет статуса пограничного региона, но примыкает к неспокойным северокавказским республикам.

Перед молодыми государствами встала проблема адаптации к резко изменившимся условиям, обеспечения своей экономической безопасности и придания процессам необратимого характера.

Экономическая безопасность - возможность и готовность экономически обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. (Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, утвержденные Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ 13 января 1995 г.).

Проблемы, возникшие в тот период перед молодыми государствами, многогранны.

Первая группа проблем обусловлена сменой социально-экономических систем, переходом от командной к смешанной экономике.

Вторая группа проблем вызвана тяжелым состоянием экономики стран вследствие разрыва производственных взаимосвязей и мирового финансового кризиса.

Третья группа проблем определяется выбором пути развития: а) сепаратизма и автаркии; б) тесного сотрудничество с развитыми странами дальнего зарубежья; в) региональной экономической реинтеграции в рамках постсоветского пространства. Все проблемы тесно взаимопереплетены: решение проблем одной группы зависит от состояния проблем другой группы.

Переход цивилизации от натурального хозяйства к рыночному начался в странах Европы в середине ХVI века, и в данном отношении государства постсоветского пространства оказалась далеко позади передовых государств. Но это историческое отставание обусловило особенности перехода к рынку: нет необходимости в длительной эпохе первоначального накопления капитала и в периоде «чистого рынка», потребовавшего затем в ХХ в. развития регулирующих функций государства. Реформирование командной экономики бывшего СССР со сложившейся системой этатизма состоит в установлении оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования экономики, в соответствующем изменении функций и институтов государства, формировании рыночных институтов и отношений. История дает большое разнообразие сочетаний рыночного и государственного регулирования экономики на отрезке с полюсами «100%-й рынок» и «100%-е государство».

Тяжелое кризисное состояние экономики государств постсоветского региона вызвано также следующими факторами.

Во-первых, разрыв сложившихся многочисленных связей с бывшими странами-членами СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) и с бывшими союзными республиками СССР. Эти связи формировались годами с учетом специализации и концентрации производства в отдельных регионах. Для восстановления старых связей и (или) формирования новых связей требуются дополнительные затраты ресурсов и времени.

Во-вторых, устаревшие технологии производства, кроме некоторых отраслей, делают подавляющую часть продукции неконкурентоспособной не только на мировом, даже по отношению к продукции далеко не самых развитых стран, но и на внутреннем рынке.

В-третьих, командная экономика благодаря ее централизованному управлению и распределению ресурсов сохраняла устаревшую отраслевую и территориальную структуру хозяйств регионов. Структурная перестройка экономики передовых стран мира во второй половине ХХ века (структурные кризисы 1970-х гг.) с учетом новейших технологий принципиально изменила соотношение отраслей: повысился удельный вес обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, получили значительное развитие инфраструктура и сфера услуг, развились информационные технологии, произошли глубокие внутриотраслевые изменения и т. д. В СССР вследствие отсутствия конкуренции и кризисов, оздоравливающих структуру экономики, искусственного поддержания государственными субсидиями сохранялось неэффективное ресурсоемкое народное хозяйство. Например, Уральский регион, названный академиком А.Е.Ферсманом “жемчужиной минерального царства”, переживал на рубеже веков одновременно 1) структурный кризис, 2) общий экономический кризис страны, 3) крайне неблагоприятную экологическую ситуацию, 4) истощение многих своих месторождений, наконец, 5) утрату привозных из Казахстана руд для черной и цветной металлургии.

В-четвертых, в России развернулось широкомасштабное подпольное производство отечественными производителями и нелегальными эмигрантами самых разнообразных товаров. Произошло значительное расширение теневого сектора экономики, его переплетение с легальными формами хозяйства и вывоза валюты в соседние государства.

Примером этому может служить деятельность ”челноков”, объем ежегодных операций которых в 1995-1996 гг. оценивался примерно 10-12 млрд. долл., что было сопоставимо с экспортом нефти из России. Товары завозились и продолжают завозиться преимущественно из Китая, Польши, Турции и т.п.

Криминализация экономики на всех уровнях и укрепление ее теневого сектора наносят огромные убытки государству и деформируют нормальные экономические процессы.

В 1997 г. в сфере криминального влияния и контроля находилось более 40 тыс. хозяйствующих субъектов России с разными формами собственности, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков.

Общеизвестно, что мафия и теневые формы хозяйства имеют международный характер и криминогенные факторы в значительной мере определяют не только сегодняшнее состояние экономики страны, но и перспективы ее развития. Криминал и поныне держит прочные позиции в заготовках и экспорте морепродуктов, рыбы, леса, энергоресурсов, в сфере производства и оборота алкогольной продукции, во внешнеэкономической деятельности России, добыче золота и алмазов. Кроме этого – игорный бизнес, проституция, наркобизнес. (Экономическая безопасность России. Социально-политический журнал. 1997. № 5, с.5)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: