Виды нормативных актов

Виды нормативных актов в Республике Беларусь.

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Бе­ларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий осно­вополагающие принципы и нормы правового регулирования важней­ших общественных отношений.

Программный закон - закон, принимаемый в установленном Консти­туцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопро­сам.

Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной об­ласти общественных отношений.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нор­мы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему парламентом законода­тельных полномочий либо в случаях особой необходимости (времен­ный декрет) для регулирования наиболее важных общественных от­ношений.

Указ - нормативный правовой акт главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Постановления палат парламента - Национального собрания Респуб­лики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случа­ях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь - норматив­ный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Су­да Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Бела­русь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компе­тенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управле­ния и Национального банка Республики Беларусь - нормативные пра­вовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регули­рующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру дея­тельности соответствующих органов.

Инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкрети­зирующий нормы более общего характера с целью регулирования по­ведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (Положение) - нормативный правовой акт, определяющий по­
рядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности госу­дарственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятель­ности.

Приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого ха­рактера, издаваемый руководителем республиканского органа госу­дарственного управления в пределах компетенции возглавляемого им
органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления - норматив­ные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, ис­полнительными и распорядительными органами в пределах своей
компетенции с целью решения вопросов местного значения и имею­щие обязательную силу на соответствующей территории.

Законом предусмотрено, что «нормативный правовой акт может при­ниматься (издаваться) несколькими нормотворческими органами (долж­ностными лицами), если Конституцией Республики Беларусь не преду­смотрено иное.

Не допускается принятие совместного нормативного правового акта нормотворческими органами (должностными лицами), один (одно) из ко­торых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не ус­тановлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из осо­бенностей компетенции этих органов (должностных лиц).

Изменение и прекращение действия совместных нормативных право­вых актов осуществляются только совместно принявшими (издавшими) их государственными органами (должностными лицами), если иное не предусмотрено настоящим Законом».

Нормативные правовые акты в Республике Беларусь имеют строгую иерархию в соответствии с их юридической силой. «Юридическая сила нормативного правового акта» - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам».

Законы как акты высшего органа государственной власти обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам. Одновременно на высшей иерархической лестнице по отношению к другим законам является Конституция Республики Беларусь. Законы, декре­ты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) при­нимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Респуб­лики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Консти­туция Республики Беларусь.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет вер­ховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отно­шению к постановлениям палат парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственно­го Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Респуб­лики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских ор­ганов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридиче­скую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу норма­тивному акту того же государственного органа (должностного лица).

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (долж­ностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномо­чен на регулирование определенной области общественных отношений.

Структурные подразделения государственных органов не вправе при­нимать акты нормативного характера, если иное не определено законода­тельными актами Республики Беларусь».

Если обратиться к мировой практике принятия и понимания норма­тивных актов, можно отметить следующее. Все они имеют иерархичность построения, соподчиненность, как правило, наличие верховенства закона. Однако им невозможно дать универсальную классификацию. Это можно объяснить, во-первых, закреплением в конституциях превосходства норм международного права над правом внутригосударственным в ряде стран Западной Европы. В результате принцип верховенства закона приобретает ограниченное толкование. Во-вторых, несколько по-иному дается им на­учное толкование. Понимание закона в странах различных правовых сис­тем неодинаково. Так, не является универсальной форма конституций. Они бывают писанными и неписанными, могут иметь форму моноконсти­туционного акта и нескольких основных законов (Швеция, Финляндия). Имеют различия и концепции закона. Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле понимают любую писанную или неписанную норму, которая подлежит защите в судебном порядке, в узком - акт парламента. Под понятием за­конодательства понимаются нормативные акты правительства, минист­ров, принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу (делегированное законодательство), а также под­законные акты некоторых местных органов.

В странах романо-германского права различают понятие закон в ма­териальном смысле, т. е. всякую норму, принятую государственными ор­ганами независимо от форм ее изложения, и закон в формальном смысле, т. е. акт высшего представительного органа государственной власти, об­ладающего юридической силой, а также конституционные законы, органические законы, программные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы. В странах - членах Европейского Союза к закону приравниваются акты ЕС, а некоторые из них обладают приоритетом перед законами этих стран, а именно постановления, директивы, решения, принимаемые орга­нами Союза. Неодинаковы и виды законов. В Великобритании, напри­мер, это парламентские акты, делегированное законодательство и авто­номное законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: