Кейнсианская школа о роли налоговой политики в

государственном регулировании экономики

Опыт построения и функционирования налоговых систем в развитых странах с рыночной экономикой позволяет выделить два различных подхода, определяю­щи место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регу: первый подход, основанный на концепции государственного регули Дж. Кейнса, и второй подход, основанный на постулатахнеоклассичес теории. Первый исторически предшествует второму.

В рамках кейнсианской концепции системы налогообложения строились по прогрессивному принципу с относительно большим числом шагов налоговой шкалы и высокими предельными ставками, но также и со значительным числом налоговых льгот, стимулирующих инвестиционную активность. Однако на рубеже 70-80-х годов в большинстве западных стран ухудшились общие условия воспроизводства, усилились инфляционные процессы. Поэтому в 80-е годы повсеместно наблюдается отход от концепции государственного регулировании Кейнса, а также изменения в налогово-финансовой стратегии развитии стран, связанные с уменьшением доли государственного сектора и ограничение сферы вмешательства государства в экономику.

Сфера деятельности государства во все большей степени ограничивается косвенными методами воздействия. Отказ от кейнсианских принципов государственного регулирования выразился в переориентации с антициклического регулирования спроса на стимулирование долгосрочного роста инвестиционной активности, ликвидацию диспропорций, структурную перестройку экономики. Произошел отказ от политики полной занятости, акцент сместился в сторону борьбы с инфляцией. Теоретической базой налоговой политики, осуществляемой «в настоящее вре­м правительствами экономически развитых стран, является неоконсерватизм, основной постулат которого: «все решает рынок, а не государство». В рамках нео наиболее крупными течениями являются монетаризм (основан на количественной теории денег) и теория экономики предложения. Они служат методологической основой налоговой политики консерваторов в большинстве страну Так, в соответствии с теорией предложения необходимо непосредственно осуществлять воздействие на производство путем целенаправленного и широкомасш снижения налогов. Налоговое регулирование должно обеспечить стимулы к сбережению и инвестированию. Также декларируется необходимость снижения государственных расходов, главным образом за счет сокращения государственных социальных программ. До недавнего времени считалось, что значительный уровень налогообложения и высокая степень прогрессивности шкалы соответствуют, как правило, высоко­м

уровню развития экономики и социальной инфраструктуры. Страны с высоки­м налоговыми ставками относились к лидирующим не только по производительности труда и по темпам экономического роста, но и по уровню социальной защищенности населения.

В 90-е годы отмечается тенденция снижения фактического налогового бреме на доходы корпораций и физических лиц. На фоне снижения уровня налогообложении прибыли предприятий и доходов населения в ряде ведущих стран (США, Япония, Великобритания) одновременно идет расширение базы налогообложении, уменьшение налоговых льгот.

Поэтому при проведении налоговой реформы приходится искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории на «кривой Лаффера» по имени американского экономиста

В свою очередь, это обусловлено методами построения налоговых

ставок, самой основой (т.е. объектом обложения), а так техникой взимания налогов.

Повышенными антициклическими свойствами обладают те на, которые

автоматически следуют за ходом конъюнктуры, благодаря основе, на которой они строятся (доход, оборот, при и т.п.). Поскольку в развитых

индустриальных странах сер налоговой системы составляют налоги на

доходы, при и оборот, то их налоговые системы обладают повышенной

степенью конъюнктурной эластичности. В связи со сказанным в финансовой теории принято исполь показатель эластичности налоговых поступлений. Он рас как отношение:

процентное (или абсолютное) изменение налоговых поступлений / процентное (или абсолютное) изменение национального дохода В экономике ФРГ, например, степень налогового реагирова составляет 1,5. Это означает, что повышение или пониже национального дохода на 1% обусловливает рост или сокра суммы поступлений от налогов в 1,5%. Фискальная (бюджетно-налоговая политика) государства в ко периоде может сопровождаться эффектами мульти государственных расходов, налогов и сба бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, производства продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий

бюджетно-налоговой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: