Основные категории педагогики

Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, формирование, социализация и развитие личности.

Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание в широком смысле слова включает воздействие на личность общества в целом. В узком смысле слова воспитание – это целенаправленная, систематическая деятельность по формированию системы качеств личности, ее взглядов, убеждений, соответствующих определенным целям и задачам субъекта этой деятельности.

Важная функция воспитания- передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование.

Образование -общественно организуемый и нормируемый процесс систематической передачи социально значимого опыта предшествующих поколений, целью которого является подготовка человека к выполнению определенной функции в обществе, к деятельности по определенной профессии.

Ядром образования является – обучение.

Обучение в широком смысле – это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. В узком смысле обучение – это организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемого с целью непосредственной передачи и усвоения опыта поколений, содержание которого составляет определенная система знаний, умений, навыков и отношений. Из данного определения видно, что данный процесс двусторонний. В нем можно выделить две его основные составные части: преподавание и учение.

Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.

Учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Самовоспитание –осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание).

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Процессы обучения и учения, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования определяют развитие личности.

Развитие личности – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: