Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, формирование, социализация и развитие личности.
Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.
Воспитание в широком смысле слова включает воздействие на личность общества в целом. В узком смысле слова воспитание – это целенаправленная, систематическая деятельность по формированию системы качеств личности, ее взглядов, убеждений, соответствующих определенным целям и задачам субъекта этой деятельности.
Важная функция воспитания- передача новому поколению накопленного человечеством опыта – осуществляется через образование.
Образование -общественно организуемый и нормируемый процесс систематической передачи социально значимого опыта предшествующих поколений, целью которого является подготовка человека к выполнению определенной функции в обществе, к деятельности по определенной профессии.
|
|
Ядром образования является – обучение.
Обучение в широком смысле – это усвоение человеком социального опыта, накопленного цивилизацией. В узком смысле обучение – это организованный процесс взаимодействия педагога и обучаемого с целью непосредственной передачи и усвоения опыта поколений, содержание которого составляет определенная система знаний, умений, навыков и отношений. Из данного определения видно, что данный процесс двусторонний. В нем можно выделить две его основные составные части: преподавание и учение.
Преподавание – организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.
Учение – усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Самовоспитание –осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание).
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Процессы обучения и учения, воспитания и самовоспитания, образования и самообразования определяют развитие личности.
Развитие личности – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.