На каждом возрастном этапе человек включается во множество сфер жизнедеятельности, в которых он удовлетворяет те или иные потребности, и их влияние на развитие личности меняется: одни становятся доминирующими, другие служат фоном развития.
Выделяют такие основные сферы жизнедеятельности личности:
1. трудовая (производственная)
2. игровая (досуговая)
3. учебно-познавательная (образовательная)
4. общение (коммуникативная).
Личность и творчество. Самосовершенствование личности.
Творчество - это процесс, посредством которого человек изменяет действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и мотивами, создавая для общества качественно новые духовные и материальные ценности.
Творческая личность – это комплекс качеств и свойств, обеспечивающих индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможности самосовершенствования.
Структура творческой личности:
1. творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;
|
|
2. индивидуально-психологические параметры: черты характера, воли, темперамента, возрастных особенностей.
3. творческая направленность – сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.
Черты творческих людей:
1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2. открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях.
4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;
5. особенности «Я-концепции» – уверенность в своих способностях и сила характера.
Показателями развития творческого потенциала обучающегося выступают:
- появление новых мотивов и целей учебной деятельности;
- способность открытия нового знания;
- владение новыми для личности способами деятельности;
- импровизационность;
- расширение поля интеллектуальной активности;
- креативность как плодотворность в учебно-познавательной деятельности.