Раздел №3: Теория и методика воспитания

1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности – это … воспитание.

2. Процесс всестороннего развития личности – это … цель воспитания.

3. Воспитание – это … целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

4. Взаимодействии социальной среды, личности и группы формируют… социально-психологические явления.

5. Социальная среда зависит от:

  • внутриклассовых различий определенных слоев
  • типа общественных экономических формаций
  • классовой и национальной принадлежности
  • бытовых и профессиональных отличий

6. Целью воспитания является … процесс всестороннего развития личности.

7. Особенностями процесса воспитания являются…

  • длительность протекания процесса воспитания;
  • сложность анализа результатов;
  • своеобразие форм и методов воспитания.

8. Особенностями процесса воспитания являются:

  • противоречия между требованиями педагога и готовностью ученика выполнить это требование;
  • противоречия между целенаправленным влиянием педагога и стихийным влиянием окружающей среды.

9. Объективно существующие связи педагогических явлений и процессов – это … закономерность.

10. Движущими силами процесса воспитания являются … противоречия.

11. Исходные положения, которые определяют содержание, организацию, формы и методы воспитания – это … принцип.

12. Закономерностями воспитательного процесса являются:

  • зависимость воспитания от совокупности объективных и субъективных факторов среды;

единство и взаимосвязь воспитания и развития личности;

  • чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс;

13. Принципами воспитания являются:

  • тесная связь воспитания с жизнью, трудом;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • единство педагогических требований и воспитательных воздействий.

14. Принципами воспитания являются:

  • системность, непрерывность и последовательность в воспитательной работе;
  • воспитание в труде и для труда;
  • сочетание требовательности с уважением личности;
  • воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива.

15. В переводе с латинского наружный вид, внешнее очертание означает… форма

16. Внешняя сторона организации воспитательного процесса, которая связана с подрастающим поколением, временем и местом воспитания, а также порядком его осуществления – это … форма воспитания.

17. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривается для всех учащихся (дежурство, участие в работе по самообслуживанию и т. п.), называется … обязательные.

18. Форма организации воспитательной работы, которая предусматривает кружковые занятия, спортивные секции и т. п., называется добровольные.

19. Совокупность способов и приемов воздействия на личность – это … метод воспитания.

20. Совокупность педагогических средств организации жизнедеятельности человека – это... прием воспитания.

21. Метод формирования сознания (в основе лежит процесс нравственного просвещения, воздействие на сознание и поведение воспитуемых) – это … метод убеждения.

22. К разновидностям метода убеждения относятся:

  • беседа
  • диспут
  • лекция
  • доклад
  • конференция

23. Значение методов убеждения:

  • способствуют преодолению разрыва между сознанием и поведением;

· убеждение сочетает внушение и разъяснение, а это ведет к самовоспитанию);

24. Общие требования к методам убеждения:

· убежденность педагога;

· доверие и такт к воспитаннику;

· умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять характер возникших противоречий;

· овладение искусством убеждать.

25. Метод воспитания, который представляет собой различные способы организации деятельности учащихся в интересах накопления нравственного опыта и формирования положительных черт личности – это … метод практического приучения (упражнения).

26. К группе методов упражнения относятся…

· метод организации общественно-полезной деятельности;

· творческая игра;

· методы приучения к нормам общественного поведения;

27. К группе методов побуждения к положительным действиям относятся:

· требование;

  • наказание;
  • поощрение.

28. Виды и формы требование: совет, доверие, просьба, намек, одобрение, угроза и т.п. относятся к … косвенному требованию.

29. Мера педагогического воздействия, выражающая положительную оценку поведения, поступков (личности, коллектива) – это... метод поощрения.

30. Метод воздействия на личность с целью осуждения неправильных поступков – это … метод наказания.

31. Конкретное приложение методов в определенных условиях – это... прием воспитания.

32. Виды приемов, относящиеся к тормозящим…

  • ирония
  • параллельное педагогическое действие
  • предупреждение
  • проявление возмущения

33. Виды приемов, относящиеся к созидающим:

  • нравственное упражнение
  • организация успеха в учении
  • просьба
  • внимание

34. Метод воспитания, воспитательная сила которого основана на ес­тественном стремлении людей к подражанию образцам социальных норм и ролей – это … метод примера.

35. Метод воспитания, который является одним из путей мобилизации творческой трудовой активности людей, способствующий более качественному и эффективному выполнению какой-либо деятельности – это … метод соревнования (игры).

36. Метод воспитания, который представляет собой процесс обсуждения человеческих действий и деятельности с целью выявления достоинств, обнаружения и исправления недостатков – это … метод критики (самокритики)

37. Становление человека как биологического вида и как социального существа – это … человек

38. Социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества – это … личность.

39. Совокупность общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) – это… индивид.

40. Совокупность социально-психологических особенностей (например, темперамент, характер и т.д.), которые отличают одного человека от другого – это… индивидуальность.

41. Перечислить факторы развития личности… наследственность, среда, воспитание.

42. Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми – это … семья.

43. Структура семьи, которая включает в себя соотношение между фор­мальной властью и неформальным лидерством – это … структура власти.

44. Структура семьи, где наиболее важным является установление межличностных отношений – это... структура коммуникации.

45. Структура семьи, которая связана с выполнением каждым членом группы отдельных ролей, а также системой их ролевых ожиданий – это… ролевая структура.

46. Относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидами, называется - это… социальная роль.

47. Удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей – это … социальный статус.

48. Функциями семьи являются:

· Репродуктивная

· хозяйственно-бытовая

· воспитательная

49. Отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи – это … основное назначение семьи.

50. Совпадение, сходство социальных позиций (ценностных ориентации, установок, интересов, взглядов на жизнь) – это … супружеская совместимость.

51. Умение уступить, терпимость, понимание того, что каждый человек имеет право на своеобразие и индивидуальность, что он не должен быть копией супруга и его собственностью и именно за это своеобразие и следует его уважать – это … культура семейного общения.

52. Разногласия, в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов или потребностей – это … конфликт.

53. Биологическими причинами детской нервности являются:

  • травматические воздействия;
  • инфекционные воздействия.

54. Микросоциальными причинами детской нервности являются:

  • переживания беременной или недавно ставшей матерью женщины
  • неправильное воспитание;
  • неблагоприятные условия жизни ребенка в детстве.

55. Психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и пове­дение ребенка, при которой не соответствует требованиям к нему – это… психический инфантилизм.

56. Психогенное расстройство, вызванное ссорами людей друг с другом, испугом, конфликтами, неожиданными катастрофами, чувством одиночества, печальными воспоминаниями и т.д. – это … невроз.

57. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают робость, пассивность, замкнутость, склонность к унынию, капитуляция перед трудностями, неудачами – это … астенический невроз.

58. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают страхи, тревожность, мнительность, нерешительность, перестраховка, педан­тичность, замкнутость, что свидетельствует о боязливом, привязчивом, дотошном и рассудительном ребенке – это … невроз навязчивых состояний.

59. Невроз, при котором в характере ребенка преобладают эгоистич­ность, несамостоятельность, инфантильность, внушаемость, истерич­ность – это … истерический невроз

60. Реакция борьбы, которая складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей – это … агрессивность.

61. Формам отклоняющегося поведения, которая является результатом излишней требовательности родителей – это … упрямство.

62. Формам отклоняющегося поведения, которая является следствием чрезмерной уступчивости его близких – это … капризы.

63. Все то, что окружает человека в его социальной жизни, или это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития – это … социальная среда.

64. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта…

  • общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру
  • усвоение и воспроизводство в свойствах ребенка исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода

65. Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, или процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, нормы – это … социализация личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: