У глухих детей с сохранным вестибулярным аппаратом, рефлексы, обеспечивающие поддержание равновесия, формируются так же, как и у детей с нормальным слухом. Иначе создается способность сохранения равновесия у детей, имеющих поражение вестибулярного аппарата.
Дети, перенесшие в раннем возрасте менингит или другие заболевания, поразившие обе функции лабиринтов, начинают ходить заметно позднее, чем нормальные дети. Если же они овладели ходьбой до болезни, то после болезни у них появляются заметные расстройства в координации движений при ходьбе. Дети качаются при ходьбе в разные стороны, шаркают ногами и легко падают. Постепенно в более старшем возрасте ходьба детей приобретает все более нормальный характер. В школьном возрасте шаркающая походка встречается уже только у небольшой части детей.
Овладение способностью сохранять равновесие постепенно формируется у этих глухих детей благодаря выработке у них связей между зрительным восприятием окружающей обстановки и собственного тела, своих движений и кинестетическими ощущениями при этих движениях. О значении зрительного восприятия для сохранения равновесия у глухих детей ясно свидетельствуют специальные опыты. Ф. Ф. Заседателев (1904) проводил исследование с глухими в возрасте от 8 до 20 лет. Среди них у 40% оказалось полное выпадение функции вестибулярного аппарата и у 30% частичное выпадение. Почти никто из этих глухих не обнаруживал каких-либо расстройств походки. Они хорошо выполняли задание пройти из одного конца зала в другой. Неуверенная походка была только у 6 человек из 155, подвергнутых обследованию (у 4%). Однако походка испытуемых резко изменилась, когда в соответствии с заданием они стали проходить тот же путь с закрытыми глазами. У 42 человек походка стала неуверенной и у 28 даже шатающейся, т. е. расстройство походки стало наблюдаться почти у половины всех испытуемых (у 43%). Как показали контрольные опыты, у слышащих детей не обнаружилось подобных расстройств походки при хождении с закрытыми глазами.
|
|
Е. В. Хохрякова и В. С. Фарфель (1960) подтвердили результаты опытов Ф. Ф. Заседателева. Они изучали ходьбу глухих в возрасте от 5—6 до 20—21 года. Испытуемые должны были пройти прямо путь в 15 м с закрытыми глазами. Подробно анализировались шаги испытуемых при ходьбе—длина шагов, ширина расстановки стоп и угол их разворота. При хождении по прямой с закрытыми глазами глухие дети качались из стороны в сторону и оступались заметно больше, чем слышащие испытуемые. Двое из испытуемых при ходьбе с закрытыми глазами вообще не могли сохранить равновесие и падали, сделав два-три шага. Глухие несколько шире, чем слышащие, расставляли ноги, и их шаги были короче. Все эти особенности ходьбы вызывались трудностью сохранять равновесие при ходьбе с закрытыми глазами.
|
|
У глухих с пораженным вестибулярным аппаратом зрительная ориентировка имеет большое значение для поддержания равновесия не только при ходьбе и других движениях, но и при сохранении непривычной позы. Глухие дети могли значительно дольше простоять на одной ноге (другая нога была поднята вверх и согнута в колене) при открытых глазах, чем при закрытых. То же обнаруживалось, когда испытывалась способность детей стоять двумя ногами на наклонной плоскости. У слышащих же детей различия при стоянии с открытыми и закрытыми глазами были выражены в несравненно меньшей степени (опыты Ф. Ф. Заседателева).
Вместе со зрительным восприятием большую помощь для поддержания равновесия оказывают кинестетические ощущения и восприятия, сигнализирующие человеку о напряжении скелетной мускулатуры и о положении одних частей тела относительно других. Благодаря именно этой чувствительности глухие дети все-таки удерживают некоторое равновесие при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами.
Роль вестибулярных ощущений очень велика не только для сохранения равновесия, но и при ориентировке в пространстве. У человека с сохранными органами ощущений ориентировка в пространстве осуществляется благодаря взаимодействию зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов. Вестибулярный анализатор помогает верно ориентироваться в пространстве тем, что, например, дает возможность правильно оценивать углы поворотов при движении. Глухие дети с поврежденным вестибулярным аппаратом лишены этой помощи, поэтому могут испытывать трудности при ориентировке в пространстве. Эти трудности наиболее заметно проявляются при выключении зрительного восприятия. Проводились опыты с глухими детьми 8—12 лет, имеющими поражение вестибулярного аппарата, и со слышащими детьми того же возраста. Испытуемого с завязанными глазами сажали в центре комнаты на вращающийся стул и поворачивали на 90, 180 и 270°. Затем просили встать и указать, в какую сторону комнаты он повернут. Слышащие дети верно различали все повороты. Глухие же не могли отличить поворот в 90° от поворота в 180° (исследование И. С. Бериташвили и С. Н. Хечинашвили, 1952).
Так же как и при формировании способности сохранять равновесие, главная компенсаторная роль у глухих детей при овладении умением ориентироваться в пространстве принадлежит зрительной и кинестетической чувствительности.
При ходьбе и других движениях у глухих детей постепенно устанавливается соотнесение своих движений и кинестетических ощущений, при этом возникающих, со зрительно воспринимаемым пространством, замыкаются зрительно-двигательные временные связи. Эти связи помогают глухому ребенку правильно ориентироваться в ранее виденном пространстве на основе одной кинестетической чувствительности в том случае, если зрительное восприятие оказывается невозможным, например в темноте. Подобные условия были созданы в опытах, когда ребенку сначала показывали, в каком направлении или по какой фигуре, нарисованной на полу, он должен пройти, а затем завязывали глаза и просили выполнить задание. Оказалось, что глухие дети с пораженным вестибулярным анализатором могут с некоторой степенью точности пройти в ранее зрительно воспринятом направлении—по прямой из одного конца комнаты в другой, по кругу или треугольнику (опыты Ф. Ф. Заседателева, И. С. Бериташвили, С. Н. Хечинашвили, Е. В. Хохряковой и В. С. Фарфеля).
Способность ходить вслепую по определенному направлению, ранее зрительно воспринятому, заметно совершенствуется у глухих детей в школьном возрасте. Так, если дети 11—12 лет при хождении по прямой линии длиной в 15 м к концу пути уклонялись в среднем на 1 м и 15 см, то глухие 17—18 лет в среднем уклонялись только на полметра. При этом значительные различия в точности прохождения по прямой между глухими и слышащими детьми II—12 лет полностью исчезали к 17—18 годам (опыты Е. В. Хохряковой и В. С. Фарфеля).
|
|
Значительно большие трудности ориентировки возникают у глухих детей при ходьбе с выключенным зрением, когда путь, по которому они идут, не был раньше воспринят зрительно. Ознакомление с направлением пути посредством кинестетической чувствительности не дает того эффекта, как предварительное зрительное ознакомление. Проводились опыты, в которых глухого ребенка с закрытыми глазами сначала вели по определенному пути (по прямой, кругу, треугольнику или ломаной линии), а затем просили, чтобы он сам повторил тот же путь. В этих условиях все знания о направлении пути ребенок получал только через кинестетические ощущения, возникающие при ходьбе. Оказалось, что повторение пути, однократно воспринятого до этого кинестетически, для глухих детей полностью неосуществимо. Слышащие же дети без особого труда справлялись с этим заданием. У них по сравнению с глухими детьми было существенное преимущество, так как они при прохождении пути воспринимали его не только двигательным анализатором, но и вестибулярным, улавливающим направление и повороты при движении.
Но даже и изолированное кинестетическое восприятие пути глухими детьми может оказаться достаточным для последующего его воспроизведения. Для этого нужно, чтобы глухой ребенок многократно прошел по этому пути вместе с проводником, в результате чего у него возникнут устойчивые новые временные связи между кинестетическими ощущениями от движений по определенному направлению и последующими движениями.