Обязанности налоговых агентов

Исчисление, удержание и перечисление налогов Вести учёт выплаченных налогоплательщикам доходов. Правильно и своевременно исчислять налоги. Удерживать налоги из денежных средств, выплачиваемых налогопла­тельщикам. Перечислять налоги в бюджеты (внебюджетные фонды). Вести учёт выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюд­жеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Представление в налоговый орган по месту учёта налого­вого агента сведений и документов В течение одного месяца письменно сообщать: - о невозможности удержать налог у налогоплательщика; - о сумме задолженности налогоплательщика. Представлять документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Пример. Для подавляющего большинства работающих граждан в России налоговым агентом по подоходному налогу является организация, в которой они работают. Именно данная организация ведет учёт выплаченных работнику доходов, определяет размер подо­ходного налога с учётом льгот, удерживает его сумму из предназначенных работнику вы­плат, а затем перечисляет в соответствующие бюджеты.

Если при подаче налоговой декларации выяснится, что суммы авансовых платежей по подоходному налогу меньше надлежащей величины, обязанности налогового агента принимает на себя налоговый орган по месту учёта налогоплательщика.

Сборщиками налогов и сборов согласно ст. 25 признаются уполномоченные органы, принимающие от налогоплательщиков средства в уплату налогов и сборов и передающие их в бюджет:

• государственные органы;

• органы местного самоуправления;

• другие уполномоченные органы;

• уполномоченные должностные лица.

В случаях, предусмотренных НК, они осуществляют приём от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджеты. В отличие от налоговых агентов (ст. 24) сборщики не производят исчисление налогов и сборов, но могут осуществлять контроль за их уплатой (ст. 9).

Пример. Сборщиками федеральных лицензионных сборов могут быть уполномочен­ные федеральные органы, бающие специальное разрешение (лицензию):

- на ведение на" территории Российской Федерации лицензируемых видов дея­тельности;

- на осуществление определённых прав.

Аналогичным образом сборщиками региональных и местных лицензионных сборов будут уполномоченные органы соответствующих уровней власти.

Налоговые агенты.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплатель­щика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) нало­гов.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачивае­мых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фон­ды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учёт выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и пере­численных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персо­нально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учёта документы, необхо­димые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержа­ния и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанно­стей налоговый агент несёт ответственность в соответствии с законодательством российской Федерации.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через предста­вителя, если иное не установлено Налоговым Кодексом.

Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, так же как и участие представителя не лишает налогопла­тельщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Для некоторых лиц законами установлен запрет на выполнение ими представитель­ских функций. Такой запрет установлен, например, ст. 47 ГПК РФ, которой определён пе­речень лиц, которые не могут быть представителями в суде.

Налоговый Кодекс определяет, что не могут быть представителями налогопла­тельщика:

• должностные лица налоговых органов;

• должностные лица таможенных органов;

• должностные лица органов налоговой полиции;

• судьи;

• следователи;

• прокуроры (п. 2 ст. 29 НК).

Вступая в налоговые отношения от имени налогоплательщика-представляемого, представитель создаёт, изменяет и прекращает права и обязанности налогоплательщика. Представители могут быть у налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налоговый Кодекс различает два вида представительства: представительство, осно­ванное на законе (законное представительство) и представительство, основанное на договоре {добровольное представительство). Налоговый Кодекс называет этот вид предста­вительства уполномоченным.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учре­дительных документов. Единоличный исполнительный орган общества (директор, гене­ральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представ­ляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издаёт при­казы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Налоговый Кодекс требует, чтобы полномочия представителя были документально подтверждены в соответствии с самим Кодексом и иными федеральными законами. Доку­ментальным подтверждением полномочий единоличного исполнительного органа юриди­ческого лица являются учредительные документы этого юридического лица (устав, учре­дительный договор, протокол общего собрания участников (акционеров) об избрании (на­значении) единоличного исполнительного органа, договор доверительного управления с управляющим (управляющей компанией)).

В соответствии со статьёй 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юри­дическими лицами. Руководители филиала и представительства назначаются юридиче­ским лицом и действуют на основании его доверенности, которая является, как правило, генеральной доверенностью. Они являются законными представителями юридического лица. Высший арбитражный суд РФ признаёт, что руководители обособленных подразде­лений, к числу которых отнесены филиалы и представительства, должны иметь полномо­чия, оформленные доверенностью юридического лица либо предусмотренные в его уставе или в положении об обособленном подразделении. При этом в случае, когда полномочия были подобным образом оформлены, отсутствие в тексте договора, подписанного руково­дителем обособленного подразделения, указания на то, что договор заключён от имени юридического лица и по его уполномочию, само по себе не может служить основанием для признания такого договора недействительным. Предлагается считать, что указанный договор заключён от имени юридического лица.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица - призна­ются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским за­конодательством РФ. Такими законными представителями являются родители, усынови­тели или опекуны.

3. Налоговые органы, их права и обязанности. Таможенные органы, госу­дарственные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы в Российской Федерации.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за со­блюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязатель­ных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориаль­ные органы (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Утратил силу - Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с за­конодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации (п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

Права налоговых органов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие снованиями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и свое­временность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налого­плательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти до­кументы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налого­плательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в свя­зи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извле­чения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имуще­ства. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налого­вой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ);

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюд­жет (внебюджетные фонды), расчётным путем на основании имеющейся у них инфор­мации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщи­ках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового ор­гана к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных поме­щений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение бо­лее двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устра­нения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платёжных пору­чений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплатель­щиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и пере­водчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выдан­ных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определён­ных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим кодексом;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодатель­ства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуаль­ного предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основа­ниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инве­стиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), о соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товари­ществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реа­лизуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законода­тельством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые това­ры (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товари­ществ, предприятий);

- в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

Обязанности налоговых органов.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учёт организаций и физических лиц (в ред. Феде­рального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ);

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщи­ков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты на­логов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчётности и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ);

5) осуществлять возврат или зачёт излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоя­щим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ).

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совер­шение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступ­ления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств напра­вить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ).

Обязанности должностных лиц налоговых органов.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федераль­ными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых ор­ганов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Фе­дерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, на­стоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные стать­ёй 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным за­конодательством Российской Федерации.

Утратил силу - Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ.

Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.

Министерство финансов Российской Федерации даёт письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ут­верждает формы расчётов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должно­стных лиц.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причинённые на­логоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездейст­вия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причинённые налогоплательщикам убытки возмещаются за счёт федерального бюд­жета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными закона­ми.

Утратил силу - Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: