История конституционного развития в Республике Беларусь

На протяжении истории развития Беларуси как суверенного независимого государства было принято пять конституций.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята I съездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая Конституция БССР утверждена VIII Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937 г. вторым Чрез­вычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конститу­ция (Основной Закон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией Верховного Совета девя­того созыва. В этих конституциях проявлялся принцип преемственности, то есть многие положения воспринима­лись вновь принимаемыми конституциями: формы орга­нов государственной власти, суда, прокуратуры; вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.

Все предыдущие конституции в той или иной степени закрепляли такую организацию государственной власти, которая имела явно выраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но и разделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений, относящихся к организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел, по­священный правам и свободам, также необходимо было принципиально совершенствовать.

В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном со­знании с новой силой встала проблема обретения респуб­ликами бывшего СССР государственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть и др. Совершенно иначе стали восприниматься ценности де­мократии, права и свободы граждан, роль государства в их обеспечении.

Огромное значение для принятия пятой Конституции имела Декларация Верховного Совета Республики Бела­русь о государственном суверенитете, положения кото­рой учитывались при подготовке проекта.

Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом 1990 г.. внесла в ноябре 1991 г. на рас­смотрение седьмой сессии Верховного Совета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессе подготовки проекта для рассмотрения на седь­мой сессии было изучено около пятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни было учтено.

11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постанов­ление по проекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта были одобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения на­родом, а исполнительно-распорядительным органам мес­тных Советов депутатов поручено обеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных по проекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, и направлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца в Верховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Ос­новного Закона должны освещаться республиканскими средствами массовой информации. В постановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать про­ект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами Верховного Совета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуж­дения, и вынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.

Предложения и замечания стали регулярно поступать в Конституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематически анализировались и, если заслужива­ли того, включались в проект. Много интересных пред­ложений, критических замечаний было высказано на страницах печати. По непринятым предложениям и за­мечаниям указывались мотивы невключения в текст. В Конституционнуюкомиссию поступило несколько автор­ских проектов Конституции, и хотя они не составили достойной альтернативы официальному проекту, некото­рые идеи их авторов были восприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиально отличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.

Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсуж­дения проекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, что значительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конститу­ционного строя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Со стороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание ме­стным органам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новой Конституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей посту­пило от местных Советов депутатов.

Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. про­изошло много изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектом нового Основного За­кона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г. Деклара­ции о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже более высокой юридической силой, чем Конституция 1978 г. Декларация, как было записано в ст. 12, является основой для разработки новой Конституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народного обсуждения (в декабре 1991г. после обсужде­ния на седьмой сессии и в августе 1992 г. с учетом заме­чаний, высказанных в ходе народного обсуждения). Опубликование проекта для обсуждения оживило дискус­сию в обществе по Основному Закону страны. В Консти­туционную комиссию к десятой сессии поступило более семи тысяч предложений и замечаний граждан, выска­завших их в печати, но радио, телевидению, на собрани­ях и в письмах. Несмотря на отдельные критические замечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целом одобрительно отнеслись к проекту.

Постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было поручено Конституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработать проект Конституции с учетом предложений и замечаний, выска­занных депутатами.

Историческое решение — принятие новой Конститу­ции, к которому очень трудно шли депутаты на протяже­нии почти четырех лет, состоялось 15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депу­тат, зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8, не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против — 4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.

Законом о порядке вступления в силу Конституции ее подписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Это было сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума Верховного Совета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опуб­ликована в республиканских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — день принятия Консти­туции — объявлен праздничным днем.

Двухлетний опыт применения положений Конститу­ции показал неоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возникла потребность не только в более четком разграничении полномочий между органами государства, но и уточнении многих прав и сво­бод граждан. С этой целью на республиканский референ­дум от 24 ноября 1996 г. Президентом и некоторыми фракциями Верховного Совета Республики Беларусь были предложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосования был поддержан проект, предложенный Гла­вой государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: