Конституционные основы политической системы общества

Понятие и назначение политической системы. В главе 1-й Конституции БССР 1978 г. впервые в конституционной практике республики компактно зак­реплялась политическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствует подобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах и статьях.

В самой общей форме под политической системой бе­лорусского общества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическая система — это организаци­онно-правовой механизм, объединяющий государство, политические партии, общественные объединения и тру­довые коллективы, через которые народ осуществляет власть. Составные части политической системы (государ­ство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы) называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство — это элемент поли­тической системы, а все государственные органы являют­ся" субъектами полити­ческой системы.

Народ обладает высшей политической властью, кото­рую он реализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и через элементы полити­ческой системы, используя государственные и обществен­но-политические формы власти.

В политическую систему не включаются обществен­ные формирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов, филателистов, спортсменов, ре­лигиозные объединения и др.), а также не подлежащие государственной регистрации.

Не допускается создание общественных объединений, деятельность которых направлена на свержение или на­сильственное изменение конституционного строя, наруше­ние целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды (Закон Республики Беларусь «Об обще­ственных объединениях» от 4 октября 1994г., ст. 3).

Политика - это деятельность, связанная с отношени­ями между большими социальными группами, прежде всего – классами, нациями, государствами, партиями. Самое существенное в политике - устройство государственной власти и вообще любой власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера. Любая проблема приобретает политический характер, если ее ре­шение затрагивает интересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляется власть го­сударства, там всегда политика. Политика - это высшая форма самореализации воли народа.

Все элемента и субъекты политической системы обла­дают властью для реализации ими своей политики, целей и задач. Что же такое власть?

Власть - это такое общественное отно­шение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).

Власть как волевое отношение может быть только меж­ду людьми. Она возникла вместе с человеческим обще­ством и будет существовать до тех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государ­ственной (ее осуществляют все государственные органы) и общественно-политической, осуществляемой народом, всеми общественными объединениями и трудовыми кол­лективами как элементом политической системы.

Стабильности и устойчивость политической системы зависит прежде всего от крепости и устойчивости эконо­мического строя общества. Если в экономическом устрой­стве общества имеются непримиримые противоречия, они будут проявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманном демократическом обществе отсут­ствуют подобного рода противоречия, то это обеспечива­ет стабильность политической системы и четкость во взаимоотношениях ее элементов и субъектов. При такой ситуации все государственные и общественно-политичес­кие структуры власти будут действовать четко и слаженно в решении сложных жизненно важных задач.

Наиболее видным элементом политической системы является государство в силу следующих причин:

1) все его органы в центре и на местах обладают вла­стными полномочиями;

2) в структуре госаппарата работают специально под­готовленные люди – государственные служащие;

3) государство обладает огромными материально-фи­нансовыми ресурсами, природными богатствами, пред­приятиями, банками, транспортом, золотым фондом;

4) центральные органы государственной власти – Президент, Парламент, Совет Министров могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц;

5) государство проводит внутреннюю и внешнюю по­литику.

Перечисленными признаками государства не могут обладать иные элементы политической системы – партии, объединения и трудовые коллективы.

В статье 6-й Конституции Республики Беларусь зак­репляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих пол­номочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государ­ственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом явля­ется Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдель­ных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министер­ства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, рай­онных и городских исполкомов.

К субъектам судебной власти относятся Конституци­онный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченных трех государствен­ных властей Конституция законодательно закрепляет органы прокурорского надзора (Прокуратуры), возглав­ляемые Генеральным прокурором республики, конт­рольные органы — Комитет государственного контроля и его органы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах, городах, поселках, сельс­ких Цветах.

Особое место в политической системе общества зани­мает Президент. Президент является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основ­ных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры по охране суверенитета Республики Бе­ларусь, ее национальной безопасности и территориаль­ной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В политической системе белорусского общества фун­кционирует более тридцати политических партий, мно­гочисленные общественные объединения – профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.

На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе в высших и средних специальных учебных заведе­ниях, в колхозах, совхозах и других аграрных организа­циях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не только внутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективы способствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляю­щейся в управлении своими предприятиями, организаци­ями, а также внешней, общей демократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формиро­вании депутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях, конференциях и др.

Самодеятельные организации граждан на местах явля­ются формами прямой демократии и входят в состав по­литической системы общества.

Местное управление и самоуправление. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управ­лении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и до­полнениями закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.

Местное (территориальное) самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоя­тельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных воп­росов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориаль­ных единиц на основе норм права, собственной матери­ально-финансовой базы и привлеченных средств.

Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органы территориального обществен­ного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории), собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.

Устанавливаются три территориальных уровня мест­ных Советов депутатов: 1) первичный (сельские, по­селковые и городские Советы городов районного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городов областного подчинения); 3) областной (област­ные Советы и Минский городской Совет).

В системе местного самоуправления местные Советы депутатов выступают как высшая политическая форма самоуправления народа. Они координируют и объединя­ют работу всех самодеятельных общественных формиро­ваний. Решения местных Советов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для предпри­ятий, организаций и граждан. Если Советы принимают не соответствующие законодательству решения, они мо­гут быть отменены вышестоящими представительными органами.

Местный Совет депутатов может быть досрочно рас­пушен по следующим основаниям:

1) если избиратели выразят ему недоверие путем ре­ферендума;

2) если не менее трех раз подряд он не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов по неуважительной причине;

3) если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии не образовал свои органы;

4) если Совет систематически или грубо нарушает тре­бования законодательства.

Роспуск местного Совета осуществляет Палата Наци­онального собрания — Совет Республики.

К органам местного управления относятся областные, районные городские, поселковые и сельские исполни­тельные комитеты, а также отделы и управления област­ных, районных, городских исполкомов. Все они являются субъектами исполнительной власти. В настоящее время местные исполнительно-распорядительные органы более самостоятельны во взаимоотношениях с местными Со­ветами депутатов, однако их незаконные решения отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь (ч. 3 ст. 122 Конституции Республики Беларусь).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: