Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение

Спрос – платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Таким образом спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

D = P * Q,

Где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон вниз, вправо, что говорит об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение

 
 

спроса.

 
 

Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Действие не ценовых факторов приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

Рассмотрим неценовые факторы, воздействующие на спрос.

1. Доходы населения (потребителей). Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на боле дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Эти товары называются товарами низшей категории. К ним можно отнести хлеб, картофель, низкокачественную одежду и т.п. Спрос на такие6 товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение дохода.

2. Спрос и цены на сопряженные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называются такие товары (товары-субституты), которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну и туже потребность (сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное и т.д.). Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на масло растительного происхождения.

Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду.

3. Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем больше спрос на него.

4. Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем вше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.

5. Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходит из того, что спрос не изменится или изменится незначительно, если вырастает цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев и китайцев является рис, русских – картофель.

6. Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос и наоборот.

Перейдем к анализу предложения.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Это тот объем произведенной продукции, которые производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

 
 


Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение.

1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырьё, материалы, топливо и другие факторы производства. Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится в право, так как выросло предложение товара. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой предложения влево.

2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения в лево.

Дотации -это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения.

4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинаю увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

5. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.,.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

3. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Равновесная цена.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это взаимодействие приводит к формированию равновесной цены, при которой величина спроса и величина предложения сбалансированы.

 
 


Как видим, обе кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения (Е). Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения. Отклонение от рыночного равновесия означает избыточное предложение или дефицит.

Для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой используется термин эластичность.

Как связано данное понятие с ценой и величиной спроса? Эластичность спроса по ценам это отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению его цены. Допустим, цена товара снизилась с 5 до 3 руб., что привело к возрастанию спроса от 3 до 6 ед. Поскольку процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены, падение цены вызвало рост дохода от продажи этого товара. Это подтверждает расчет: при цене 5 руб. продали 3 ед. товара доход составил 5*3=15 руб. При цене 3 руб. было продано 6 ед., следовательно, доход составил 3*6=18 руб. Поэтому, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена, и это увеличивает общий доход, то говорят об эластичном спросе (прямая DD на рис).

Возьмем другой случай. Цена на товар упал с 5 до 3 руб. это вызвало увеличение спроса на 1 ед. (с 3 до 4 шт.). Значит, процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. В результате уменьшения цены вызывает падение общего дохода с 15 руб. (5 руб * 3) до 12 руб (3 руб. *4). В случае, когда уменьшение цены приводит к падению общего дохода, говорят, что спрос неэластичен (прямая D1D1). Но бывают случаи, когда изменение цены вызывает абсолютно прямо пропорциональное изменение величины спроса, так, что общий доход остается неизменным. Когда процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара, говорят, что в этом случае спрос с единичной эластичностью ( прямая D2D2).

Можно выделить еще два случая.

1. Вне зависимости от цены величина спроса не изменяется. В этом случае спрос совершено (абсолютно) неэластичен.

         
 
   
 
   
 


2. С овершенно (абсолютно) эластичный спрос – при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара.

Рассмотрим факторы неценовой эластичности товара:

1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

3. Удельный вес товаров в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него.

4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией как потребителя, так и производителей.

Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Решающую роль в типе эластичности предложения играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цен и тем эластичнее предложение.

Коэффициент эластичности предложения по цене определяется так же как и коэффициент эластичности спроса.

Абсолютно эластичное предложение и неэластичное:

       
   


Эластичное предложение и неэластичное

       
   


В работе производителей различают следующие периоды: текущий, или мгновенный, краткосрочный и долгосрочный. Текущий период – это такой период времени, в течении которого производители не имеют возможности приспособится к изменению уровня цен. Краткосрочный период – период времени в течении которого производители не успевают в полной мере отреагировать на изменение уровня цен и изменить производственные мощности. Долгосрочный период достаточен для того, чтобы производители полностью приспособились к изменению цен.

На структуру сформировавшегося спроса покупателей влияет доход, а также общее или частичное снижение цен товаров. Реакция покупателей на снижение цен проявляется двояко. Во – первых, возрастает количество закупок подешевевшего товара, которым покупатели замещают остальные, ставшие теперь сравнительно более дорогими товары. Спрос изменяется на те товары, котроыми потребитель замещает прежние, изменяя соответственно структуру товарных наборов. Покупатель осуществил лишь простое перераспределение своего фиксированного дохода (и личного бюджета) на закупку большего количества подешевевших товаров, в том числе и за счет снижения закупок товаров с неизменными ценами. Следовательно, происходят изменения и в структуре существующего спроса; увеличилась та его составляющая, которая приходится на подешевевшие товары. Эффект замещения – это и есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, “замещающего” остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.

Во – вторых, снижение цен адекватно повышению реального дохода покупателей. Это выражается увеличением их покупательской способности, а следовательно, и той составляющей спроса, которая вызвана относительно возросшим доходом и платежеспособностью. Отсюда эффект дохода – это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Для покупателя всякое снижение цен позволяет сократить расходы, а значит получить соответствующую экономию дохода. В следствии понижения цен стало возможным либо сохранить сэкономленную часть дохода, не меняя структуру текущего потребления, либо приобрести больше товаров, чем до снижения цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: