№1
Требования к качеству продукции – выражение определенных потребностей в виде количественных характеристик или описаний для осуществления их реализации и проверки.
Потребности – нужда в чем-либо объективно необходимым для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы и общества в целом.
При системном управлении качеством должны быть определены и выполнены:
ü Обязательные и законодательные требования
ü Требования добровольного характера, в т.ч. определенные самой организацией
ü Требования потребителей
ü Общепринятые требования, без выполнения которых невозможно конкретное или предполагаемое использование продукции
В РФ правовыми основами обеспечения качества продукции товаров, услуг, работ, процессов являются:
Конституция РФ
ГК РФ
Законы РФ от 7.02.1992 ФЗ №2300-I «О защите прав потребителей»,
Закон «О Ветеринарии», «О санитарном и эпидемиологическом обслуживании населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об охране окружающей среды», «Об обеспечении единства измерении», «О техническом регулировании»
Обязательные требования – требования, которые включены в технические регламенты, другие документы, имеющие такой же статус.
Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Технические регламенты как обязательные для применения и исполнения документы создаются с целью:
ü Защиты жизни и здоровья граждан
ü Охраны окружающей среды
ü Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей
ü Обеспечения энергетической эффективности
Обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах могут включать требования:
· Продукции
· Правилам идентификации
· Терминологии
· Упаковки
· Маркировки этикеты, правила их нанесения
К началу 2010 года утверждены и введены в действие технические регламенты на потребительские товары:
Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей.
На масложировую продукцию
Молоко и молочную продукцию
Табак и табачную продукцию
№2
Добровольные требования – требования, содержащиеся в национальных стандартах, стандартах организации, сводах и правилах.
Национальные стандарты разрабатываются и внедряются для того, чтобы помочь производителю правильно выполнить требования технических регламентов.
Национальные стандарты в зависимости от объекта, а также содержания устанавливаемых требований подразделяются на виды:
Стандарты на услуги
Стандарты основополагающие
Стандарты на термины и определения
На методы контроля
Общетехнические стандарты устанавливают общетехнические требования, обеспечивающие:
Ü Взаимопонимания, совместимость, взаимозаменяемость
Ü Техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции
Ü Безопасность здоровья людей и имущества
Ü Национальной экономики и безопасности
15.05.14
Многие важные для экономики нашей страны стандарты международных (ИСО, МЭК, ЕЭК ООН и др), а также европейских (CEN, CENELEC, ETSI) организаций принимаются в качестве национальных стандартов РФ.
Стандарты организации – документы, разрабатываемые и утверждаемые самой организацией, направленные на совершенствование производства, обеспечение, управление и улучшение качества продукции, а также распространение и использование результатов исследований, измерений, разработок, производственного опыта.
Своды правил – документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и описание процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
В России своды правил под различными названиями применяются в течение продолжительного времени. К ним относят:
Санитарные правила и нормы (СанПиН);
Строительные нормы и правила (СНиП)
Нормы и правила проектирования
Нормы расчета на прочность
Правила эксплуатации и др
Наряду со стандартами большое распространение в РФ получили технические условия (ТУ) – документы, которые в соотв действующим в области технического регулирования РФ законодательства не относятся к документам по стандартизации.
№3
Требования потребителей – требования к товарам и услугам, формируемые у потребителей на основе их явных, предполагаемых и потенциальных потребностей.
Методы опросов потребителей:
VOC (Voice of the Customer Methods), QFD (Quality Function Deployment)
ТЕМА 4