Период старшего школьного возраста можно охарактеризовать как начальную стадию физической зрелости. Это 15-18лет. Завершается период полового созревания, и старшие школьники уже готовы к достаточно большим физическим и умственным нагрузкам. Активно происходит включение молодых людей во взрослую жизнь с ее нормами и правилами. В целом этот период в жизни человека характеризуется уверенностью в себе, жизнерадостностью и способностью к высокой самооценке. Усиливается общественная направленность личности. Имеют место собственные оценки тех или иных явлений действительности, собственные взгляды и мнения. Очень бурно происходит рост самосознания. Юношество самокритично и критично к окружающим. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Преобладающее значение в познавательной деятельностизанимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Для личности обретает ценность система определенно ориентированных поступков, возрастает значимость функции самоконтроля, которая срабатывает в различных по типу проблемных ситуациях. Юноша несет ответственность не за отдельный поступок, а за систему нравственно-мировоззренческих ориентаций. К юношескому возрасту в общих чертах складывается интеллектуально-практический инструментарий, необходимый для овладения сложными мировоззренческими понятиями. Ранний юношеский возраст — переломный для формирования целостного мировоззрения. В юношеском возрасте в основном завершается становление личности, стержневым элементом которой является мировоззренческая устойчивость. Завершение становления личности не предполагает законченности процесса, а знаменует собой некоторый итог лишь одного этапа развития личности, ограниченного школьным возрастом. Мышление старшеклассника становится интимно-личностным.
|
|
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Старшеклассник вырабатывает осознанные моральные принципы, которые имеют мировоззренческую основу. Именно в юношеском возрасте начинается переход от конвенциональной (принятой) морали к автономной. Нравственные убеждения приобретают характер относительно завершенных и устойчивых системных образований, входящих в качестве важного компонента в мировоззрение личности. В этом же возрасте происходит образование личностно значимых принципов поведения. Эмоционально-нравственные отношения, выступая компонентом убеждений, согласуются с усвоенными ценностными ориентациями, с приобретенным старшеклассниками опытом сознательного самоуправления нравственным поведением. Проявление стабильных эмоционально-нравственных отношений свидетельствует о значимости для старшеклассников нравственных принципов, обих внутренней присвоенности. [3]
|
|
В старшем школьном возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира, познание философского смысла явлений.Как правило, интерес к учению (к его содержанию и процессу) повышается, т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни. Имеет место сочетание и взаимопроникновение широких социальных и познавательных мотивов. Ярко выражена произвольная мотивация, т.к. хорошо осознаются причины отношения к учебе. Старшеклассники уже готовы к самообразованию.[10]
Но появляется другой феномен. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследования показывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.[10]
Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут в специальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересных высказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т. д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассного чтения, работа по воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся в преодолении речевых дефектов.
К старшему школьному возрасту складывается исследовательское отношение к учебным предметам и умение находить и ставить проблему. Поэтому в учебном процессе их привлекает сам ход анализа задач, сравнение различных точек зрения, дискуссии и объяснения, которые заставляют думать. У старшеклассников уже довольно хорошо развернуто абстрактное мышление. В этом возрасте формируется «индивидуальный стиль деятельности», который, по определению Е.А. Климова, является индивидуально-своеобразной системой психических свойств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в уравновешивании своей индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.
|
|
Особую роль в старшем школьном возрасте играет отношение к своим способностям. Последние активно сопоставляются с требованиями выбираемой профессии. Но, чтобы действительно выявить наличие тех или иных способностей у старшеклассников, необходимо предварительно выделить сферу преимущественных интересов, т.к. способности реализуются именно там. Об этом следует помнить воспитателям, учителям, родителям и психологам.
Меняется в этом возрасте и роль учителя: он выступает уже скорее как консультант по предмету.
Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования. Это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуют оказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов и проведения содержательной профориентации, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.
|
|
В развитии и воспитании старшеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многих родителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому, что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего у них зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность же практического опыта порождает отставание их общего социального развития и некоторую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в свою очередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей и нецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду как в школе, так и дома. [5]
Особенностью воспитания в этот период «бури и натиска» является учет изменений: эмоциональный фон юности более сглажен в сравнении с подростковым периодом, наблюдается заметное улучшение коммуникации и снижение уровня тревожности. Это период, когда существует огромная потребность в признании собственной оригинальности, и хочется любыми путями обратить на себя внимание. Ощущение собственной неповторимости сопровождается повышенным вниманием к своей внешности, и поэтому имеет место постоянное сравнение себя с другими. Новое открытие своего внутреннего мира переживается вместе с чувством «бездны одиночества» («Меня никто не понимает»). Размышления о себе происходят всюду. Формирование мировоззрения происходит на фоне высокого уровня критичности к самому себе и к другим. Обычно предъявляются жесткие моральные требования к взрослым и, особенно, к учителям.
Среди основных противоречий возраста можно выделить следующие:
1. Стремление к воле и самовоспитанию сочетается с полным игнорированием конкретных приемов по самовоспитанию волевых качеств, рекомендуемых взрослыми.
2. Чуткость к оценке себя другими маскируется внешним безразличием.
3. Стремление к идеалу «в большом» сочетается с совершенной беспринципностью «в малом».
4. Желание и стремление казаться выдержанным и взрослым сталкивается с ребячьей непосредственностью в речи и поведении.
Э. Шпрангер (1924) условно выделил три типа юности:
1. Резкие, бурные изменения, наличие внешних и внутренних конфликтов.
2. Плавное усвоение норм и ценностей без заметных изменений в личности подростка.
3. Быстрая психологическая перестройка личности и формирование собственного будущего.
Э. Эриксон (1968) считает центральным психологическим процессом юности формирование личной идентичности, т.е. чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Кризис идентичности состоит из серии личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Эриксон указывает, что в случае, когда не формируется личная идентичность, то возможно возникновение неадекватной идентичности, которая проявляется в:
- уходе от психологической интимности: избегании тесных межличностных отношений;
- «размывании» чувства времени, неспособности строить жизненные планы, в страхе взросления и перемен;
- неумении реализовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности, распылении продуктивных творческих способностей;
- формирование «негативной идентичности» выражается и в отказе от самоопределения и выборе отрицательных образцов для подражания.
Джейм Марша (1966) выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения:
« Неопределенная, размытая идентичность» - индивид не выработал четких убеждений, не столкнулся с кризисом идентичности.
«Досрочная, преждевременная идентичность» - индивид включился в соответствующую систему отношений, но не самостоятельно, не в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений и следуя чужому примеру.
«Мораторий» - индивид в процессе нормативного кризиса самоопределения выбрал из многих вариантов тот единственный, который и может считать своим.
«Зрелая идентичность»- кризис завершен, индивид перешел от поисков себя к самореализации.
Как правило, «Я» юноши - это сумма каких-то идентификаций с другими людьми. В связи с активным развитием самосознания юношеству доступно более широкое и глубокое понимание других людей. Образно говоря, в этот период ребенок окончательно «входит во взрослый мир» со всеми его достоинствами и недостатками. Поэтому очень остро, подчас, встает вопрос о взаимоотношениях уже взрослых детей с родителями, которые не могут принять взрослость и самостоятельность своего чада, которому они отдали столько сил и лет жизни и которого до сих пор считают ребенком.
Современной юности не свойственны ни детская наивность, ни всеотрицающий негативизм, как это было несколько лет назад. Современной молодежи присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь и гораздо большая независимость и самостоятельность. Хотя надо иметь ввиду, что далеко не все дети способны в старшем школьном возрасте быть очень разумными, практичными и самостоятельными. Здесь уже вмешиваются факторы индивидуально-психологического порядка и семейного благополучия.
Каждый старшеклассник представляет собой противоречивое единство детскости и взрослости, и от воспитателя зависит, какую грань он предпочтет высветить, на какое начало — детское или взрослое — опереться. Многие учителя и родители чаще апеллируют к детскому началу в подростках, уповая главным образом на зависимость и послушание. Такая установка бессознательно льстит самолюбию взрослых: чем беспомощнее и инфантильнее кажутся дети, тем значительнее и нужнее выглядят в своих собственных глазах учителя и родители. Но установка эта ложная и вредная. Как подчеркивал Л. С. Выготский, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». У постоянно опекаемого человека вырабатывается привычка к пассивной зависимости или бессмысленный, анархический негативизм. То, что кажется некоторым педагогам инфантильностью, фактически представляет собой уже сформировавшуюся иждивенческую, потребительскую установку.
По отношению ко времени, все устремления и надежды связаны с будущим. Возникает в этом возрасте и идея необратимости времени. Вместе с тем для ранней юности характерна идея физического бессмертия и абсолютная уверенность в благосклонности судьбы. Этот феномен, в частности, проявляется в опасных, угрожающих жизни и здоровью поступках молодых людей. Идет своеобразная «игра со смертью», «проверка судьбы» в полной уверенности, что все обойдется и сойдет с рук.
Поэтому воспитателям, учителям, родителям необходимо помнить о всех закономерностях, феноменах и «подводных камнях» данного возраста, быть очень внимательными и осторожными в своих высказываниях и действиях. Юность необычайно впечатлительна и ранима. Примеров тому, в том числе и крайне трагических, мы можем найти немало.[5]
Заключение
Школьный период - это «этап интенсивного социального развития психики, её основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразовании в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности». Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Результат решения этих новых, вставших перед ним задач, имеет большое влияние на дальнейшую жизнь школьника. События, происходящие с обучающимися на разных этапах возрастного развития в школе, сказываются на его дальнейшем личностном развитии. Сложность каждого возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.Этот отрезок жизни обладает высокой значимостью, что и определяет актуальность данной курсовой работы.
Список использованной литературы:
1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников / под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,2004 с.301-311
2. Н.Ф.Голованова. Общая педагогика. М,2005, с.320
3. Дусавицкий А.К.Развитие личности в учебной деятельности.М: Дом педагогики, 1996, с.208
4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987, с. 171
5. КонИ.С.Психология старшеклассника. М., 1980,с.192
6.В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с
7. Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2005, с.11
8."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение,1983
9.Подласый И.П. Педагогика начальной школы, учебник 2008, 474 с.
10.Психология обучения и воспитания: учеб.пособие / М. И. Розенова. - Москва:Эксмо, 2004. С.173
11.Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с
Список использованной литературы:
1. Н.Ф.Голованова,Общая педагогика, М,2005, 320 с
2."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. М., Просвещение,1983
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /под
ред. Д.Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.,2004. С.301-311
4. Об образовании. Закон Российской Федерации. М., 2002. С. 11.
5. Дусавицкий А.К., «Развитие личности в учебной деятельности», М.: Дом педагогики, 1996, 208 с.
6.
7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы, учебник 2008, 474 с.
8. М.И. Розенов Педагогическая психология. М.,МГУП, 2003.
9.КонИ.С.Психология старшеклассника. М., 1980,с.192
10. В.А.Крутецкий. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с
11. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987, с. 171
12. Эльконин Д. Б.Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с