Задания. Филологический анализ текста

Филологический анализ текста. Лабораторная работа №5

1. Прочитайте тексты. Какой тип повествователя в них представлен? Аргументируйте свой ответ. В каком из текстов используется смешанная форма повествования?

а) Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей
раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною
или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь
имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в
столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе
стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: «батюшки, я зябну!» Я знаю,
что многим очень не нравится этот звук; но я его очень люблю, и если мне случится иногда здесь услышать
скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в
старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майскою темною ночью, глядящею из сада, сквозь
растворенное окно, на стол, уставленный приборами, соловьем, обдающим сад, дом и дальнюю реку своими
раскатами, страхом и шорохом ветвей... И боже, какая длинная навевается мне тогда вереница
воспоминаний! (Н. В. Гоголь «Старосветские помещики».)

б) Поступил я на службу в 1874 году, в, эскадрон, прямо из сдаточных. Служил хорошо, можно
сказать, с полным усердием, все больше по нарядам: в парад куда, к театру, - сами знаете. Грамоте хорошо
был обучен, ну, и начальство не оставляло. Майор у нас земляк мне был и, как видя мое старание, призывает
раз меня к себе и говорит: «Я тебя, Гаврилов, в унтер-офицеры представлю... Ты в командировках бывал
ли?» - Никак нет, говорю, ваше благородие. -«Ну, говорит, в следующий раз назначу тебя в подручные,
присмотришься - дело нехитрое». - Слушаю, говорю, ваше высокоблагородие, рад стараться. (В. Короленко
«Чудная».)

в)...Вот что рассказал Политов. <…>

В дни моей молодости, когда я только что начинал служить, меня прикомандировали к посольству в Париже. Прожил я там год, два, обжился, сошелся кое с кем, и, странно, сошелся ближе всего с кружками художников, литераторов. Были между ними пренесносные, препошлые люди, но зато попадались и живые, умные, такие, с которыми я говорил не скучая. (3. Н. Гиппиус «Вымысел».)

г) Конечно, об чем может быть речь, -дети нам крайне необходимы.

Государство без них не может так гладко существовать. Они нам - наша смена. Мы на них надеемся и расчеты на них строим.

Тем более взрослые не так легко могут расстаться со своими мещанскими привычками. А детишки, может быть, подрастут и определенно выровняют нашу некультурность.

Так что в этом отношении детей мы прямо на руках должны носить, и пыль с них сдувать, и носики им сморкать. Невзирая на то - это наш ребенок или ребенок чужой и нам посторонний.

А только этого как раз мало наблюдается в нашей жизни со стороны обывателей.

(М. Зощенко «Голубая книга».)

д) Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах».
Эту книгу у меня купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить в мае 1923 года. И не
выпустило вовсе. Вначале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен.

Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде.

Год писал роман «Белая гвардия»: Роман этот я люблю больше всех других моих вещей. (М. А. Булгаков.)

е) За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да
отрежут лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной и я покажу тебе такую любовь!

Нет! Мастер ошибался, когда с горечью говорил Иванушке в больнице в тот час, когда ночь перевалилась через полночь, что она позабыла его. Этого быть не могло. Она его, конечно, не забыла.

Прежде всего откроем тайну, которой мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней бедному поэту, было сущей правдой. Он описывал свою возлюбленную верно. Она била красива и умна. К этому надо добавить еще одно - с уверенностью можно сказать, что многие женщины все что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь


верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк цел еще до сих пор. (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».)

2. Прочитайте текст. Объясните, почему в нем используется повествование от 2 лица.

А) Если бы почтовые ящики знали, как часто люди обращаются к ним за решением своей участи, то не имели бы такого смиренного вида. Я, по крайней мере, едва не облобызал свой почтовый ящик и, глядя на него, вспомнил, что почта - величайшее благо!

Тому, кто когда-либо был влюблен, предлагаю вспомнить, что, опустивши в почтовый ящик письмо, обыкновенно спешишь домой, быстро ложишься в постель и укрываешься одеялом в полной уверенности, что не успеешь завтра проснуться, как тебя охватит воспоминание о вчерашнем и ты с восторгом будешь глядеть в окно, в котором сквозь складки занавесок жадно пробивается дневной свет... (Из рассказа А. П. Чехова «Любовь»)

Б) Ваганов долго сидел неподвижно за столом... Он не шутя страдал. Он опять придвинул к себе лист бумаги, посидел еще... Нет, не поднимается рука писать, нету в душе желанной свободы. Нет уверенности, что это не глупость, а есть там, тоже, наверное, врожденная трусость: как бы чего не вышло! Вот же куда все уперлось, если уж честно-то, если уж трезво-то. «Плебей, сын плебея! Ну, ошибись, наломай дров... Если уж пробивать эту толщу жизни, то не на карачках же! Не отнимай у себя трезвого понимания всего, не строй иллюзий, но уже и так-то во всем копаться... это же тоже пакость, мелкость. Куда же шагать с такой нищей сумой! Давай будем писать; Будем1 писать не поэму, не стрелы будем пускать в далекую Майю, а скажем ей так: что привезешь, голубушка, то и получишь. Давай так».

...Часам к четырем утра Ваганов закончил большое письмо (В. Шукшин «Страдания молодого Ваганова».)

3. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Какой тип повестователя представлен в
тексте? Охарактеризуйте форму изложения,1 выбранную автором.

Создайте свой вариант текста, в котором эта история рассказывалась бы от 3-го лица. Какие изменения в структуре повествования необходимо для этого сделать. Как должен измениться стиль текста? Сравните ваш текст с текстом-оригиналом. Что появилось новое, а что исчезло в тексте?

РЕДКОЕ ЕДИНОГЛАСИЕ (Рассказ шофера такси)

- Пошли с женой в Русский музей на выставку. Картины смотреть. Суббота - делать нечего, не все же на бутылку глядеть.

Ладно, ходим, смотрим, толкаемся. Публики - навалом. Вдруг, вижу, жена тормоза включила и давай крутить вокруг одной картины. «Чего, гбвбркз,1 вертишься? Не видишь разве-мазня?» А мазня и есть: какие-то обезьяны вместо строительных рабочих. Даже стена-то черт те что-как будто человек кирпича в жизни не видал.

А рядом дядя мордастый. В очках. «Ты... Поросенок! Не понимаешь-помалкивай!» Это мне, значит.
«А ты, говорю, свинья, раз я поросенок».

Ну, тут кое-кто в смех. Потому как дядя этот, художник, надо быть, может, еще автор этой самой картины, действительно свинья - центнера на полтора будет. Кричит: «Я тебя в милицию за оскорбление сдам». Сбежался народ. Как, что? Из-за чего сыр-бор? «Да вот, говорю, картина, говорю, мазня, а товарищ не согласен».

Ну, русский народ, сами знаете, какой: каждый по-своему судит, а тут сразу все: мазня!

(Федор Абрамов)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: