Часть 1. Организация ввода-вывода в С++

Введение в язык С++

Организация ввода-вывода в С++

С++ дает пользователю различные возможности для программирования ввода-вывода. Эти возможности реализуются с помощью функций, входящих в состав различных библиотек. Далее мы рассмотрим два варианта – консольный и потоковый ввод-вывод.

Консольный ввод-вывод. Удобная компьютерная программа – это всегда программа, корректно взаимодействующая с пользователем. Такая программа запрашивает все необходимые для ее работы данные, используя операции ввода, и выдает результат с помощью операций вывода. Cтандартным устройством ввода в ПК считается клавиатура, устройством вывода – экран монитора. Совокупность клавиатуры и монитора называется консолью.

Консольный ввод-вывод организуется с помощью функций библиотек stdio.h и conio.h, что предполагает наличие директив #include <stdio.h> и #include <conio.h> в заголовочной части программы.

Функции printf () и scanf () осуществляют форматированный вывод и ввод на консоль. Форматированный ввод и вывод означает, что функции могут читать и выводить данные в разном формате, которым вы можете управлять. Управляющая строка содержит два типа информации: символы, которые непосредственно выводятся на экран, и команды формата, определяющие, как выводить аргументы. Команды формата начинаются с символа % за которым следует код формата. Коды формата для стандартных типов данных указаны в таблице 1:

Таблица 1.

Переменная Команда формата
Целое десятичное число со знаком %d
Вещественное число %f
Вещественное число двойной точности %lf
Текстовый символ
Целое число без знака %u

Printf () – функция вывода информации на консоль. С ее помощью в окне приложения можно вывести как строку простого текста, так и значения переменных различных типов.

Общая форма записи функции:

printf (“форматная строка“ [, перем1], [перемен2] […]);

Здесь в круглых скобках указаны обязательные параметры, а в прямоугольных скобках – параметры, которые указываются по необходимости.

Например, запись printf (“Hello! “) означает вывод на экран простой текстовой строки «Hello!».

После выполнения приведенного ниже фрагмента кода программы на экран будут выведены значения целочисленной переменной i, вещественной переменной f и вещественной переменной двойной точности d.

int i=5;

float f = 1.5;

double d=3.141592;

printf ("%d %f %lf", i, f, d);

Функция printf также дает возможности управления выводом с помощью эскейп-последовательностей, начинающихся с символа ESC (обратный слэш «\»). Некоторые из них приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Управляющий символ Название Действие
\n lf (line feed) перевод строки
\a bel (audible bell) звуковой сигнал
\b bs (backspase) возврат на шаг (забой)
\t ht (horizontal tab) Табуляция
\v vt (vertical tab) вертикальная табуляция

Scanf() – функция ввода с консоли. Общая форма записи этой функции: scanf (“форматная строка”, &перем1 [, &перем2] [, …]);

Аргументы функции scanf аналогичны соответствующим аргументам функции prinf, за исключением того, что в качестве параметров scanf принимает не имена переменных, а их адреса. В силу этого перед именем каждой переменной в scanf должен стоять знак операции взятия адреса & (амперсанд). Например, команда вводит данные в переменные а, b, c через их адреса в целочисленном формате: scanf("%d %d %d",&a,&b,&c);

Потоковый ввод-вывод организуется с помощью библиотеки iostream.h, что предполагает наличие директивы #include <iostream.h> в заголовочной части программы. В библиотеке определены два потоковых объекта с именами cin и cout, которые связаны с клавиатурой и экраном компьютера соответственно. Для них определены следующие операции:

- извлечение из потока, т.е. ввод с клавиатуры cin;

- размещение в потоке, т.е. вывод на экран cout.

Общая форма записи этих операторов: cin >>переменная; cout <<текстовая строка или переменная.

Например:

// объявляется и одновременно инициализируется переменная целого типа // index

int index = 5;

// на экран выводится значение переменной index, равное 5

cout <<index;

// объявляется переменная х вещественного типа, ее значение вводится с

// клавиатуры

float x;

cin >>x;

// объявляется переменная а целого типа, значение переменной a вводится // с клавиатуры

int a;

cout <<”Enter a”;

cin>>a;

Практическая работа № 4. Функции и операторы ввода-вывода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: