Часть третья

Сценарий: Солодухина Нина, лето 2006г., г. Волжский Волгоградской области.

Моб.тел. 8-909-694-21-63;

e-mаil: ninasld@rambler.ru

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Учительница подошла к открытому окну, скрестила руки на груди и, задумавшись, стала смотреть во двор.

В этот момент дверь открылась, и на пороге появился доцент.

- Мы с сыном уезжаем на концерт, хотел узнать, как у Вас прошла первая пара урока…

Учительница повернулась к нему:

- Урок прошел хорошо. Ребята замечательные!

И она снова отвернулась к окну. Доцент вошел в класс и закрыл за собой дверь, он начал говорить и подходить через класс к окну:

- Да, Марианна в восторге! …Но у Вас не радостный вид. Что-то Вас тревожит? – он встал у нее за спиной.

Учительница не повернулась:

- Вы уже чувствуете мое настроение?

Доцент сел на подоконник и посмотрел на нее:

- Да, ведь за день я уже испытал на себе разные Ваши эмоции.

Они переглянулись. Она смутилась, понимая, что он прав. Но молчала.

Порыв ветра с улицы откинул занавеску с окна прямо на ее голову, он встал, чтобы убрать ее, и они оказались лицом к лицу, он тихо спросил:

- У Вас очень грустные глаза, о чем Вы сейчас думали?

Она, желая сменить неловкость ситуации, отвернулась от него и стала закрывать окно, быстро говоря при этом:

- Я думала о том, как я смогу прожить на эту зарплату. Я понимаю, что искусство для меня важнее всего…, но мне нужны деньги на диссертацию. Наверное, мне придется уволиться и отсюда. У меня просто нет жизненного времени, чтобы веселить Салееву новогодними утренниками!

Он перехватил ее руки на раме окна и взял их в свои:

- Нет! Нет, я Вас очень прошу, не уходите от нас! Я что-нибудь придумаю! Вот, например, Вы не хотели бы стать педагогом по вокалу на очередной «Фабрике звезд»? Там платят хорошие деньги! Как раз сегодня поздно вечером я еду подписывать договор – вдвоем мы справимся!

Она удивилась и воскликнула:

- Но что я там буду делать с моим классическим образованием? Я терпеть не могу «попсу», фонограммы, где дети за деньги без голоса…

Он перебил ее:

- Так, стоп! Это все общественное мнение! Там замечательные ребята! И консерваторские знания им не помешают! Расскажите им о жизни Моцарта, когда ему было столько же, сколько и им.

Она на секунду задумалась и посмотрела на него, решаясь на его предложение:

- Вообще-то, меня всегда интересовала проблема отцов и детей в музыкальных семьях. Было бы интересно расспросить и у звезд нашей эстрады, как их воспитывали родители и заставляли ли заниматься музыкой!

В это время прозвенел звонок с перемены.Он обрадовался ее согласию:

- Очень хорошо! Это и будет темой первого показательного концерта, пригласим династии исполнителей, и они будут рассказывать о себе!

Дверь открыла Марианна. Учительница резко опустила свои руки и пошла к своему столу. Марианна, уже во второй раз застав их вместе, удивленно спросила:

- Папа, что ты тут делаешь?! Там сын тебя давно ждет! Вам пора ехать!

Отец, радостный, подбежал к дочке и быстро поцеловал ее в щечку:

- Ой, какая ты у меня строгая! Сейчас, уже бегу! Главное, она остается!

В класс стали входить другие ученики, доцент, спеша, вышел. Марианна переглянулась с учительницей, и подошла к ее столу, сказав тихо:

- Давно не видела его таким! Вы на него положительно действуете! И брат от Вас без ума! И я, кажется, знаю Вас давно! Что бы это значило?

Учительница не стала реагировать на ее фразу, чтобы не развивать неуместную сейчас тему:

- Садись на место, пожалуйста! – и уже ученикам, - Итак, рассаживайтесь, и мы продолжим тему урока.

Она повесила на доску географическую карту мира и показала на ней:

- Вот здесь находится Австрия. (4) стр.119-120; (2), стр.123: «Тем временем в родном Зальцбурге происходят события, которые принесли семье Моцарта новые огорчения. Год назад скончался прежний правитель города. Место архиепископа занял теперь граф Иероним Колоредо.

Этот угрюмый и надменный правитель не терпит оперной музыки. Он полагает, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как писание опер, де еще для заграничных театров. Моцартам (отцу и сыну) было предписание спешно вернуться в Зальцбург».

(Развилка дорог, с указателем на столбе с доской «Зальцбург»,

переносит нас из Настоящего в Прошлое.)

(3), стр. 49): «Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся снисходительно к долгим отлучкам Моцартов, умер.

Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо, оказался властным и жестоким человеком. В юном музыканте, которого он назначил дирижером своего оркестра, граф сразу почувствовал независимость мыслей, нетерпимость к грубому обращению. Поэтому он пользовался любым поводом, чтобы больно обидеть юношу.

От своего слуги, кем был в его глазах Моцарт, Колоредо требовал полного подчинения.

Старый Моцарт, видя безвыходность положения, уговаривал сына смириться и покориться.

Вольфганг не мог этого сделать. Положение слуги его оскорбляло.

А сочинение церковной музыки, которую особенно любил граф, мелких развлекательных произведений его не удовлетворяло.

Он мечтал о сочинении оперы, о жизни, насыщенной интересной, серьезной музыкой, о чутких, отзывчивых слушателях».

(Моцарт дописал ноты и оставил их на столе, через них мы переносимся из Прошлого в Настоящее,

и они оказываются на фотографии в руках у учительницы.)

(Фото: ноты «Струнный концерт В.А. Моцарта 1773г.» Автограф.

(5), стр. 128. Моцарту 17 лет. )

Учительница показывает всем ноты:

- Вот, посмотрите, пожалуйста, это автограф семнадцатилетнего Моцарта, его струнный концерт 1773 года.

И тут ей в голову пришла интересная идея:

- Может кто-то попробует его сыграть, прямо с листа?

Тут же встали «Серьга» и Марианна и одновременно сказали:

- Я!

Весь класс замер, в полной тишине юноша с девушкой смотрели друг на друга, а все на них.

Учительница не понимала что происходит. Но обстановку разрядила «Рыжая», видя привычную ситуацию и говоря с усмешкой:

- Сядь, «Серьга», ты же знаешь, что у нее лучше получится! А то опять проиграешь соревнование!

Марианна решительно вышла вперед, подошла к учительнице, взяла ноты и села за фортепиано.

Учительница все поняла и решила сломать повторяющуюся ситуацию:

- Хорошо, раз вы оба уверены в своих возможностях – будете играть в четыре руки: это усложнит вам задачу, а заодно и проконтролируете друг друга в правильности игры.

«Серьга» быстро подошел к девушке и сел рядом с ней, она, с недовольным видом, подвинулась.

Учительница встала сбоку, у них за спиной, смотря в ноты.

Они заиграли: очень слаженно, очень красиво и правильно.

Остальные заворожено следили за их исполнением.

Уже после первых удачно, правильно сыгранных аккордов «Серьга» заулыбался успеху и иногда поглядывал на девушку.

Марианна сначала сидела очень серьезная от злости, что ей не дали одной показать свое мастерство, но потом, тоже радуясь хорошей игре, к концу исполнения, начала улыбаться.

Учительница смотрела то в ноты, то на класс, подтверждая правильность игры.

Когда прозвучали последние звуки произведения, учительница тоже заулыбалась и зааплодировала от восторга.

Юноша с девушкой смотрели друг другу в глаза и тоже улыбались. Все тоже захлопали, оценивая по достоинству своих однокурсников.

Учительница пожала игрокам руки:

- Это было великолепно! Вы – тоже юные гениальные исполнители! И больше вам не надо соперничать – вы оба достойные восхищения музыканты! Эти овации – вам!

«Серьга» встал, предложил руку девушке и помог ей подняться и выйти на поклоны зрителям, как на концерте.

Учительница остановилась и убрала ноты:

- Спасибо вам большое! Садитесь, пожалуйста, на места! - ребята сели за парты. - Продолжим урок! Итак, теперь Моцарту семнадцать лет, как и многим из вас.

Но в этом возрасте у него опять наступили непростые времена. (4), стр.120-121; (5), стр.88-96, 112): «Кипучая концертная деятельность юноши оборвалась внезапно.

В семнадцать лет он испытал всю непрочность и изменчивость вкусов публики и понял, что его искусство, пока он был ребенком, служило для нее лишь забавой и развлечением.

Теперь, в расцвете своего таланта, он оказался прикованным к провинциальному городку, где все было для него тягостным: и рабская зависимость от местного владыки архиепископа, и чванство провинциальной аристократии, не считавшей возможным удостоить музыканта кивком головы, и непроходимая ограниченность зальцбургских обывателей…

По договору Моцарт обязан был участвовать в домашних концертах как клавесинист и оркестровый скрипач. А так как граф Колоредо сам любил играть на скрипке и охотно садился за пульт в своем оркестре, то симфоническая музыка исполнялась во дворце ежедневно».

Молодежь снова оживилась. «Серьга» сразу продолжил:

- О! Об этом периоде жизни Моцарта мы знаем! Как нам это все знакомо из нашей жизни, правда, ребята?

А тогда, конечно, ему тоже было морально трудно, но зато (4), стр.120-121; (5), стр.88-96, 112): «Вольфганг имел широкую возможность писать для оркестра и слушать свои произведения.

И он, действительно, писал без устали: за годы зальцбургской службы была создана большая часть его симфоний, серенад и дивертисментов».

Юноша в белом костюме тоже ответил:

- Да уж, нелегко ему пришлось в то время, ведь (4), стр.120-121; (5), стр.88-96,112): «Архиепископ Колоредо был умен и обладал несомненными качествами государственного деятеля – волей и талантом организатора. Но грубость, нетерпимость и непомерное властолюбие делали его общество невыносимым даже для людей одного с ним круга…

Необычайное дарование юноши не могло не импонировать честолюбию архиепископа. Но с первого дня службы и до последнего он неуклонно пытался сломить его волю, принизить и приучить к покорности. Колоредо добивался своей цели грубостью и унижениями, которым постоянно подвергал и Вольфганга и его отца, мелочным контролем над поведением юноши, его работой, знакомствами».

Марианна, став серьезной, с воодушевлением воскликнула:

- Ему было трудно, (4), стр.120-121; (5), стр.88-96, 112): «Но Моцарт не сдавался! Деятельная, жизнелюбивая натура помогала ему выдерживать все испытания!

В те часы, когда он писал, он не чувствовал ни своей унизительной зависимости от архиепископа, ни одиночества…»

Учительница похвалила и поддержала их:

- Молодцы, ребята хорошо знаете тему! Да, Моцарт страдал, но (4), стр.120-121; (5), стр.88-96, 112): «Огромный запас музыкальных знаний и впечатлений, вынесенных из путешествий, теперь приобрел новое значение и направленность.

Вольфганг не отказывался от сокровищ, которыми так давно и прочно владел: его по-прежнему привлекали плавная красота итальянской оперной мелодии, изящество и ритмическая свобода музыкальной речи французов.

А также задушевные интонации чешских, словацких и венгерских песен, слышанных в детстве или воспринятых через музыку венских композиторов».

Богатырского вида юноша сказал:

- Я читал, что тогда (4), стр.121; (5), стр.88-96, 112): «Он обладал величайшей способностью гения – все видеть и слышать заново. Новым было и содержание его музыки. Господствующее место с 1774 года, с 18 лет, заняли в его творчестве серенада и, несколько позднее, сольный концерт. В этих развлекательных жанрах легче было найти точку соприкосновения с аристократическими любителями. В то же время они были доступны самому широкому кругу слушателей».

(Учительница садится за фортепиано и начинает играть серенаду, клавиши инструмента и музыка переносят нас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: