из Настоящего в Прошлое

Далее по тексту: прошедшая с блеском премьера оперы, выступления клавесинистом при дворе.)

Учительница показала город на карте:

- Это здесь. (4), стр.123; (5), стр.115-117, 120-126, 135-136): «Премьера «Мнимой садовницы» прошла с блестящим успехом. Опера пленила мюнхенцев не только легкостью комедийного стиля, изяществом и мелодичностью арий, но в ряде мест жизненностью характеристик.

Вольфганг много выступал при дворе как клавесинист. Готовясь к мюнхенской поездке, он заранее начал работать над репертуаром для концертных выступлений и, заинтересовавшись жанром клавирной сонаты, за короткое время создал целую серию из пяти сонат.

Сонаты эти были приняты в Мюнхене восторженно…

Жизнь окончательно вошла в привычную колею. Он по-прежнему писал для архиепископа церковные произведения на 1775 и 1776 годы, Моцарту 19-20 лет, их падает особенно много, - и снабжал зальцбургские семьи серенадной музыкой. Но основное место в эти года занял жанр концерта, сначала скрипичного, а затем клавирного. Концерт был излюбленной формой аристократического музицирования, и судя по тому, что в одном только 1775 году, в 19 лет, Моцарт написал целых пять концертов для скрипки, он в ту пору должен был быть частым гостем зальцбургских салонов.

Тогда же делает он следующий шаг по пути завоевания жанра в четырех клавирных концертах… Они написаны в первые месяцы1776 и январе 1777 года, Моцарту исполнился 21 год.»

(Голос девушки переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

Это Марианна обратила внимание на портрет матери Моцарта.

– Мы все время говорим об отце Моцарта. А матери как будто у него совсем не было. Посмотрите на портрет, какое серьезное, грустное выражение лица, хотя и говорят, что она была веселая.

Учительница подошла к портрету:

- Анна Мария Моцарт. Да, эта женщина часто оставалась одна, пока отец с дочерью и сыном ездил с концертами по другим городам. Но один раз сын взял ее с собой.

(Фото: портрет «Анна Мария Моцарт, мать композитора.

Портрет неизвестного мастера (около 1775 г.), (5), стр.17 )

(Портрет оживает и переносит нас из Настоящего в Прошлое:

мать Моцарта собирает вещи в дорогу.)

- Представляете, (4), стр.123-124;(5), стр.141-143,155): «И все-таки осенью 1777 года, в 21 год, ему, наконец, удалось осуществить свою мечту – после долгих униженных просьб архиепископ дал ему возможность выехать… Он надеялся, что за время поездки сможет устроиться на службу в другой княжеской резиденции, может быть, в более крупном центре – Мюнхене или Мангейме; в случае же неудачи, заработав по пути денег концертами, отправится дальше в Париж.

Ему шел двадцать второй год, и он был полон надежд и уверенности в своих силах. Как клавесинист, он превосходил наиболее выдающихся виртуозов своего времени; в игре на скрипке и органе тоже стоял выше большинства исполнителей.

Как композитор, он в силу необычайно ранней зрелости мог соревноваться с любым опытным прославленным мастером. Он создал почти триста произведений, которые охватывали все области музыки».

(Голос юноши переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

«Серьга» стукнул кулаком по парте:

- Конечно, (4), стр.123-124;(5), стр.141-143,155): «Не может быть, чтобы для него не нашлось места в музыкальной жизни Европы».

Учительница снова подошла к географической карте:

- Постарайтесь меня не перебивать, а то мы не успеем до конца урока пройти всю тему. (4), стр.123-124;(5), стр.141-143,155): «В сентябре 1777 года, в 21 год, попутная карета увезла из Зальцбурга молодого композитора. Он ехал в сопровождении матери.

В Мюнхене, где «Мнимая садовница» два года назад привлекла всеобщее внимание, у курфюста не нашлось для него свободной вакансии».

(Развилка дорог с указателями на столбе на доске «Мюнхен» и «Мангейм» переносит нас из Настоящего в Прошлое.)

Моцарт едет с матерью в карете и разговаривает с ней.)

Мать хочет успокоить сына:

- Ну, ничего, не переживай: не взяли здесь на работу – возьмут в другом городе! Может, ты бы лучше стал певцом? Мой мальчик! Посмотри, как исполнители твоих опер хорошо зарабатывают!

Моцарт горячо, с блеском в глазах, говорит ей:

- Мама, (4), стр. 124; (4е. Корганов В. «Моцарт. Биографический этюд.» Санкт-Петербург, 1900г., стр.132-134): «Я – композитор и рожден быть капельмейстером.

Я не могу и не хочу схоронить композиторского таланта, данного мне Всемогущим (говорю это теперь смело, так как чувствую сильнее, чем когда бы то ни было).

Это – ремесло, отнимающее много времени, и я готов для композиции оставить фортепиано…

Писать оперы – моя заветная мечта: скорее французские, чем немецкие, но лучше всего итальянские…»

«За кадром» голос учительницы продолжает тему,

указатели на дорогах показывают в какой город он поехал.)

- Итак, (4), стр.124; (5), стр.144-145,146): «Из Мюнхена путь Моцарта лежал на родину отца - в Аугсбург.

А оттуда в Мангейм – один из самых значительных музыкальных центров Германии.

Еще в 40-х годах XVIII века здесь был создан великолепный симфонический оркестр, во главе которого стоял талантливый дирижер и композитор Иоганн (Ян Вацлав Антонин) Стамиц, по происхождению чех.

Знаменитые мангеймские crecendo и diminuendo, то есть длительные нарастания и затухания звучности, тонкость фразировки и умение использовать многообразие тембров прославились далеко за пределами Германии.

В круг мангеймских профессионалов-музыкантов Моцарт попал сразу по приезде.

Остановившись у дирижера Кристиана Каннабиха, руководившего теперь этим прославленным коллективом (Стамиц умер еще в 1757 году), он вскоре познакомился с большинством его друзей».

(Голос «Серьги» переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

(4), стр.125; (4ж. Левик Б. «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, 1959г., стр. 126-127):

- «В Мангейме Моцарт впервые испытал большое, глубокое чувство любви к юной, начинающей певице Алоизии Вебер – дочери суфлера мангеймского театра…»

«Рыжая» подхватила тему:

- Представляете, какое счастье выпало этой девушке: САМ Моцарт полюбил какую-то дочку суфлера!…

Все зашумели, обсуждая такой интересный факт биографии.

Марианна остановила их:

- Не надо перебивать, а! Дайте про мать дослушать!

«Серьга» продолжал:

- Я могу дальше рассказать, потому что тоже через это прошел в свое время. (4), стр.125; (4ж), стр. 126-127): «С удовольствием слушая игру Вольфганга, заказывая ему произведения, приглашая давать уроки музыки, влиятельные аристократы Мангейма не торопились предоставить Моцарту постоянную службу.

Живя в течение длительного времени обещаниями, Моцарт, в конце концов, получил отказ под предлогом отсутствия вакантного места…

Материальные средства, накопленные для поездки, были почти исчерпаны, ясных перспектив не было – все это заставляло отца напоминать Вольфгангу о его обязанностях перед семьей.

Моцарту пришлось решиться оставить Мангейм.

Весной 1778 года Моцарт с матерью выехал в Париж, на который он возлагал большие надежды».

(С обложки нотной тетради «Серьги» Эйфилева башня

в Париже «оживает» и переносит нас

из Настоящего в Прошлое.)

«Серьга» продолжал:

- Представьте себя на его месте! (3),стр.49): «Вольфганг едет вместе с матерью в Париж. Неужели и во Франции не захотят вспомнить чудо-ребенка? Тем более за эти годы так вырос и окреп его талант. Им написано уже около трехсот произведений в самой Италии!»

(4), стр.125; (4ж), стр. 126-127): «Но Моцарту пришлось испытать в Париже горькое разочарование и немало страданий».

(3),стр.49): «В Париже не нашлось места для Моцарта. Его попытки устроить концерт или получить заказ на оперу остались без результата. Он жил в скромном номере гостиницы и добывал средства к жизни, давая за гроши уроки музыки. В довершение ко всему, не перенеся лишений, заболела и умерла его мать».

(4), стр.125; (4ж), стр. 126-127): «Он потерял горячо любимую мать, которая умерла у него на руках летом 1778 года, ему было 22 года.

Моцарт остался один в огромном городе, где уже были забыты его детские триумфы и мало кто интересовался приезжим зальцбургским музыкантом».

( Голос юноши задрожал и он замолчал, перенося нас

из Прошлого в Настоящее. )

Учительница поняла его переживания и продолжила сама:

- Спасибо большое за рассказ. Видите, что-то и вам уже пришлось испытать на себе. Еще есть письмо тех времен, вот послушайте.

(Письмо переносит нас из Настоящего в Прошлое:

мы видим как его читает мужчина, а потом он успокаивает отца Моцарта; Моцарт сидит у кровати матери.)

- И вот, (4), стр. 125-126; (4е), стр.150-154): «В мрачный час своей жизни Моцарт написал в Зальцбург, другу их семьи аббату Буллингеру, с просьбой подготовить Леопольда к вести о смерти жены.

«Скорбите со мной, друг мой,- это печальнейший день в моей жизни; пишу вам в два часа ночи, но я вынужден вам сказать - моей матери не стало!»

Конечно, еще более мрачным были часы, когда он сидел у кровати и знал, что ее не спасти.

(Дорога, указатель на «Зальцбург», Моцарт едет уже один.)

В начале сентября 1778 г. Моцарт (ему 22 года) решает вернуться в Зальцбург, правда, с чрезвычайной неохотой.

По смерти матери Вольфганг поселился у Грима, который отвел ему небольшую комнату в своем обширном помещении. Присмотревшись ближе к молодому артисту, Гримм так описывает его отцу:

(Видим как мужчина пишет письмо, а потом отец его вслух читает.)

«Он слишком доверчив, неловок, не умеет пользоваться случаем, не дает себе труда задуматься над изысканием средств к достижению благополучия.

Чтобы выдвинуться здесь, надо быть дерзким, хитрым, решительным. Я был бы рад и спокоен, если бы сын ваш имел вдвое меньше таланта и более сметливости.

Здесь можно достичь успеха двумя путями: первый заключается в преподавании, в вербовке учеников посредством шарлатанских приемов; полагаю, что здоровье ему не позволит взяться за этот утомительный способ, да и композиции он не согласиться бросить, потому что последнее для него выше всего. Он мог бы предаться ей, но здесь публика не смыслит в этом и придает значение только тому, что носит имя уже известное.

Общество исключительно занято забавными спорами о достоинствах Глюка и Пиччини.

Сыну вашему трудно добиться чего-либо среди этой борьбы…»

(Моцарт сидит, пишет ноты.)

Здесь, у Грима, написал Вольфганг еще одну симфонию и десять оперных и балетных отрывков, которые были исполнены под именем не Моцарта, а Новерра.

Этот ловкий директор оперы не заплатил юноше даже за работу.

(А потом Моцарт пишет письмо отцу.)

Отцу: «Последнее путешествие не было для меня бесполезно: играю я и теперь так же…

Мои две симфонии имели громадный успех; в настоящее время, когда я объявил об отъезде, у меня просят оперу…, а потому я отвечал Новерру: «Я останусь еще три месяца и напишу оперу, если вы мне поручитесь, что она будет немедленно исполнена, и назначите мне плату».

Но, конечно, этого не могло быть; предложение мое не принято».

(Голос Марианны переносит нас из Прошлого в Настоящее.)

- Симфония, о которой пишет Вольфганг, ныне одна из самых популярных и любимых; она написана в D-dur и называется обычно французской или «Парижской».»

Зазвонил будильник в мобильном телефоне учительницы. Она его отключила и завершила урок:

- В заключении (4), стр.126; (4в), стр.114-115): «Мы укажем произведения, которые он сочинил в свое последнее пребывание в Париже: шесть сонат для клавесина, два квартета, пьесу для арфы, симфонию-концерт, Большую симфонию, прозванную парижской, и еще несколько пьес; к этому нужно прибавить хоры к Мизерере и половину (12 N) балета. Все это было сделано за шесть месяцев и принесло Моцарту 15 луидоров за шесть сонат, проданных нотному торговцу».

Теперь «Богатырь» стукнул ладонью по парте:

- Нет, ну вы это можете себе представить? Такие гроши за такую работу! Ну, вот где справедливость?!

Молодежь зашумела, но обсудить тему им не дал звонок с урока.

Учительница всех отпустила:

- Урок окончен! Спасибо всем! На День учителя пойдем сами и поведем учителей на концерт. Всего вам хорошего и до свидания.

Ребята попрощались с ней и ушли. Марианна осталась стоять в дверях:

- Так о чем Вы говорили с моим папой?

Учительница ответила спокойно:

- Здесь платят мало. Он предлагает идти с ним педагогом по вокалу на «Фабрику звезд». Должны вечером туда поехать. Здесь есть где перекусить?

Марианна обрадовалась:

- Как я рада! Да это не он, а Вы поможете ему! Пойдемте в столовую!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: