Из Прошлого в Настоящее

и уже учительница играет ту же мелодию, что и начал он.)

Учительница сменила характер музыки и комментировала:

- (4), стр.121; (5), стр.88-96, 112): «Но существовала и другая сторона быта, столь же для города характерная; она тоже оставила след в творчестве Моцарта: одновременно с бытовыми пьесами он непрестанно сочинял крупные духовные произведения – мессы, литании, оффертории - и этой области музыки отдавал едва ли не большую часть своего времени и сил».

И дальше продолжила отвечать Марианна, она встала за своей партой:

- А я играла на конкурсе его симфонии 1773 года, ему было 17 лет. (4), стр.121; (5), стр.96-100): «Выдающееся дарование открыло ему двери и в аристократические дома, где преподавал отец и где сам он выступил в домашних концертах.

Живой, острый ум юноши, свобода обращения, чувство собственного достоинства, все то, что разъяряло архиепископа, обычно привлекало к нему других».

Учительница тоже перешла на эту тему:

- Садись. Да, (4), стр.121; (5), стр.96-100): «Но внутренний его мир – мир художника – ничего общего с жизнью зальцбургского обывателя не имел; об этом свидетельствуют симфонии, созданные в первый год его службы, особенно те три, что были написаны в конце 1773 года…

Это – вершина юношеского симфонизма Моцарта.

Смело раздвигая внешние границы произведения и заставляя все группы инструментов деятельно участвовать в разработке тем, семнадцатилетний автор ставит перед собой сложнейшую проблему – органического развития целого.

Рядом с ля-мажорной симфонией - воплощением юношеской энергии и радостного чувства общения с природой – соль-минорная встает как предвестница скорбных и страстных образов зрелого Моцарта.

Резко выделяясь в кругу жизнерадостных симфоний XXVIII века, она даже среди произведений Моцарта кажется необычной гостьей. Но именно потому она открывает доступ к затаенным мыслям композитора».

Юноша в белом костюме встал:

- Можно я поставлю эту музыку?

Учительница кивком головы разрешила и рукой указала на музыкальный центр.

«Рыжая» снова сообщила со своего места:

- О! Катерина Ивановна, «Белый олень» сейчас сядет на свой любимый конек и расскажет нам об этой музыке так, как будто сам ее написал!

Юноша, не обратив на нее внимание, вышел из-за парты, включил диск, и когда зазвучала музыка, стал рассказывать:

- Я тоже играл это на конкурсе. (4), стр.121; (5), стр.96-100): «Уже начальная мелодия гобоя, сопровождаемая упрямыми синкопами скрипок, предает состояние человека, полного дерзаний, протеста и скорби.

Душевная тревога пронизывает всю симфонию – и первую часть с ее дерзкими акцентами, внезапными взрывами fortissimo после едва слышного piano и короткой траурной кодой, и полную скрытого напряжения медленную часть, и драматический менуэт.

(Своим мрачным упрямством он уже предвосхищает менуэт соль-минорной симфонии 1788 года ).

Только в трио менуэта, подобно мечте, возникает трогательный лирический образ; но это просветление мимолетно – его сменяет новый порыв горестных и мятежных чувств в финале».

От нахлынувших чувств у самого юноши, он не смог больше продолжать свой рассказ. Он прошел на свое место и сел, опустив голову.

Учительница продолжила за него:

- Это хорошо, что вы не просто играете музыку для победы в конкурсах, но и так ее переживаете, пропускаете через себя, да (4), стр.121; (5), стр.96-100): «Моцарт неожиданно раскрыл здесь всю меру своей душевной зрелости, высказал давно накопившийся протест против всего, что сковывало его творческую волю, его ум и воображение, надежды, и сделал это с такой смелостью и прямотой, на какую не решался ни один из современных ему музыкантов.

Эта драматическая исповедь вводит нас в мир глубоких душевных противоречий – поэтических взлетов и скорбных выводов, идеалистических мечтаний и бурной жажды деятельности – мир, который поэты и драматурги той поры отразили в литературном движении «Бури и натиска».

Симфония Моцарта не случайно появилась в том же году, что и «Гётц фон Берлихинген» Гёте, и только на несколько месяцев опередила «Вертера».

Маленькая, миниатюрная девушка тут же спросила:

- Извините, что-то я ничего не поняла из последних предложений… Какое движение, что там у Гете и кого он опередил? Расскажите по подробнее, пожалуйста!

Учительница вздохнула, чтобы не вспылить и не ответить резко:

- Запиши себе в тетрадь все вопросы, подготовь по ним рефераты и потом сама нам все расскажешь – так и запомнишь на всю жизнь! Приучайтесь в жизни сами находить ответы на свои вопросы. Дальше!

И снова отец входит в жизнь Моцарта своими поступками, которые влияли и на его судьбу и на его творчество. (4), стр. 122; (4.д. Чичерин Г. «Моцарт», Москва, 1970г., стр.82-83): «Разрыв Моцарта с XVIII веком был также глубоко трагичным разрывом с горячо любимым отцом - выдающимся музыкантом и образованным самоучкой - просвещенцем, но музыкантом и человеком XVIII века. Он очень испугался, когда по возвращении из Италии в 1773-1774 годах в композициях сына, особенно симфониях, стали проявляться несдержанные взрывы страсти, бешеный бурнопламенный дух; в Моцарте начали говорить «буря и натиск»; вопреки деспотической власти отца, в нем начинал звучать новый мир.

Ряд симфоний Моцарта 1773- 1774 гг. поражает этими взрывами чувств нового человека. Особенно замечательна симфония q-moll 1773 года … В примитивной и полунаивной еще форме, в соответствии со стилем XVIII века, в ней, однако, самым безудержным и бешеным образом, как бы разрывая форму, льется дикая, страстная скорбь, динамичность нового человека. …И что же? Отец Моцарта спрятал, скрыл эту симфонию.

(Учительница достает письмо, и через него мы переносимся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: