Представление о социальном типе

Сказанное выше позволяет перейти к представлению о социальных типологиях. Габитус — понятие типологическое. В любой реакции человека на ситуацию, поступок, подсознательное действие можно увидеть типическое. Такое восприятие соотносится с представлением о принадлежности к группе, определяется историей группы. Позиция социального агента в структуре социальных групп принуждает воспроизводить групповые социальные представления. В совместной деятельности группы возникает общая порождающая матрица практик людей — социальных агентов, которые живут в сходных социальных условиях. Эта общность проявляется в сходстве биографий.

Социальные институты, структурирующие деятельность людей — социальных агентов, не существуют во времени постоянно. Когда ученики выходят за двери школы, школьное обучение как социальная активность на время прекращается. Мы имеем дело со способностями, возможностями, знаниями, верованиями и ожиданиями людей, а не с постоянно реализуемыми практиками. Человек носит свои способности, свою социальность и культуру в себе самом. Проблема структурных свойств социальных реальностей — ключевая проблема объяснения в социальных науках. Это позволяет еще раз подчеркнуть значимость антропологических подходов.


Далее мы будем говорить о «Крестьянине», «Джентльмене», «Буржуа» и пр. именно с точки зрения введенного понятия габитус. Это подразумевает ответы на следующие вопросы:

1. Какую социальность и историю воплощают (представляют во плоти, в теле) люди, принадлежащие к тому или иному сословию или классу? 2. Какие новации, в дальнейшем используемые «всеми», появились именно в данной группе и являются типичными для нее?

Эта точка зрения подразумевает широкое использование метода типологизации. Типологизация — специфический способ познания законосообразности социокультурной реальности. Он носит качественный характер. Тип — объект, выделяемый и рассматриваемый в качестве представителя множества объектов. Тип — своего рода шаблон. Его можно сравнить с музыкальной партитурой. Партитура — шаблон, порождающий мелодическую структуру и позволяющий использовать шаблон неоднократно. Возможно множество интерпретаций одного и того же произведения. В нашем случае речь идет о человеке — представителе социального класса или группы. Тип конституируется через телесные и ментальные практики, через жизненные стили.

Типологизация может осуществляться как в научных, так и во вне-научных формах. Пример научной формы — типологизации в социологии. Пример вненаучной формы — Типологизация в искусстве. Типология не равна классификации, т.к. представление о типе учитывает градации переходных форм.

Тип представляет наиболее вероятное, «образцовое» для данной системы связей явление. Проблемы идеального типа как познавательной модели в социально-историческом исследовании разрабатывал М. Вебер. Можно обсуждать идеальный тип институтов, социальных отношений: идеальный буржуа, по Веберу, социальный характер, по Э. Фромму, и др. Всегда остается открытым вопрос: как создаются идеальные модели, что создает их — деятельность исследователя или «сама жизнь»? В данном курсе мы конструируем идеальные человеческие типы.

Типизация является не только познавательной, но и практической операцией. Мы «доверяем» нашей повседневности, считаем ее нормальной во многом потому, что она упорядочена, систематизирована, типизирована. Она конституирована порядком, который возник до нашего появления на сцене социального театра. Мы играем с уже существующими способами и средствами типизации. В число этих средств входит язык. Мы живем в ореоле отвердевших значений, представленных, например, пословицами. Социальные институты также могут быть поняты как средства типизации. В ряд типизации войдет и социальная роль. Как известно, в роли может быть представлен институт (вспомним судью в мантии).

Как пишут социологи П. Бергер и Т. Лукман, «социальная структура — это вся сумма типизации и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия. В качестве таковой социальная структура является существенным элементом реальности повседневной


жизни»15. Такой подход уводит нас от соблазна описывать социальный мир как готовую структуру, совершенно не зависящую от человеческой деятельности. Даже тогда, когда мы живем, казалось бы, в полностью овеществленном мире, мы меняем его.

Новации в способах совместной жизни людей не изобретаются одним человеком. Они производятся в группе. Именно в процессе групповой жизни людей постоянно появляется то, что можно назвать непреднамеренными социальными изобретениями. Эти изобретения не только рождаются в группе, в процессе коммуникации и взаимодействия, но и способствуют возникновению групп, продолжению их жизни. Возникая в группе, они могут распространяться на все общество, меняя его.

Изменение чаще осуществляется эволюционно, нежели революционно. Например, принципы классификации социального мира, способы восприятия других групп, картины социального мира, стили жизни лишь постепенно становятся приемлемыми «для всех», т.е. обретают универсальный характер.

Родившееся в процессе повседневной жизни, в «узком кругу», во взаимодействиях от лица к лицу подвергается реификации (овеществляется). Человеческое воспринимается в нечеловеческих или даже надчеловеческих формах. Так возникают институты, которые постепенно утрачивают следы своего происхождения и воспринимаются людьми как «чуждые», «данные от бога» и пр. Человек создает реальность, которая может и отрицать его самого. Так меняются общества. Изменившееся общество начинает, в свою очередь, производить людей «под себя», т.е. тех, кто способен его воспроизводить.

Мы проследим на примере отдельных габитусов, как история общества встраивается в человека, как именно человек вместе с другими изобретает. Как будет показано в дальнейшем, происходит генерирование (порождение) хорошо согласованных практик, которые одновременно представляют собой социальную импровизацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: