Развитие В в фило- и онтогенезе. Проблема врожденного и приобретенного в В

Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чув-ти по отношению к тому или иному раздражителю является биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. В ходе исторического развития человека развитие специфически человеческих форм В неразрывно связано с развитием общественной практики. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождало и новые формы восприятия. Лишь благодаря развитю техники в В чел-ка включается недоступная восприятию обезьяны «наивная физика»; в процессе художественной деятельности формировалось человеческое восприятие красоты форм – изобразительных и музыкальных. Как сознательный процесс, В включается в процесс исторического развития сознания. Чув-е В человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное В действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Всякое В предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлевшаяся в речи, представляет собой продукт общественно-исторического развития. Человеческое В является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества общественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики человечества направляет и формирует наше восприятие.

Становясь все более сознательным и обобщенным, наше В приобретает вместе стем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем отдельные, с определенной точки зрения существенные, моменты и соотносить их с другими. Влияние интересов и чувств проявляется в В сначала в форме непроизвольного внимания. Но В может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс В протекает как бы стихийно, независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, В превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.

Со времени английского философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций В. Но все исследователи разделились на нативистов и генетистов. Однако, в результате, В включает элементы обоих направлений исследователей. Последовательность актов, включенных вэтот процесс, можно представить себе следующим образом:

- первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

- поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

- Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском доп. признаков, подтверждающих/опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

- Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

Из вышеописанного следует, что В изменяется под влиянием условий жизни, т е развивается. А. В. Запорожец описал процесс развития В у детей следующим образом. В первые месяцы жизни р-ка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на В, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. Благодаря точной установке рецепторов р-к в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него предметы, которые отличаются по разным параметрам. Начиная с 3-4 мес сенсорные ф-ии включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориетировочно-исследовательских перцептивных действий. При переходе от раннего к дошкольного возрасту под влиянием игровой и конструктивной дея-ти у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя их в единое целое. Помимо контура предмета здесь выделяются его структура, пространственные хар-ки, соотношение составляющих его частей.

Высшая форма В – научное познание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: