double arrow

Дисфункция уровней эмоциональной регуляции при аутизме. Психологическая классификация аутизма

Каждый уровень эмоциональной регуляции решает качественно различные задачи адаптации организма к действительности. Самосохранение, ограждение себя от сверхинтенсивных воздействий среды – адаптационная задача уровня полевой реактивности. Выработка избирательного стереотипа в удовлетворении своих актуальных потребностей – это адаптационная задача уровня стереотипов. Организация процесса достижения индивидуально значимой цели в постоянно меняющейся окружающей среде – адаптационная задача уровня экспансии. Установление собственно эмоционального взаимодействия при общении с другими людьми – адаптационная задача уровня эмоционального контроля. Первый и третий уровни решают задачи адаптации и саморегуляции в условиях постоянно меняющегося окружающего мира, а второй и четвертый – задачи адаптации и саморегуляции в относительно постоянных условиях.

При нормальном психическом развитии всегда имеет место согласованная работа всех уровней эмоциональной регуляции. Дисфункция какого-либо из них может привести к расстройству эмоциональной сферы в целом и, соответственно, дезадаптации личности в окружающем. Аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушена эмоционально-поведенческая адаптация. О.С. Никольской в 1985-1987 гг. были выделены четыре группы детей с аутизмом на основании дисфункции того или иного уровня эмоциональной регуляции.

1-я группа – дети с отрешенностью от внешней среды (уход от ситуации, глубокое погружение в себя). Не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, ни на чем не могут сосредоточиться, быстро пресыщаются. Поведение полевое (проявляется в постоянной миграции ребенка от одного предмета к другому), в речи, как правило, мутичны. Нет активных форм эмоциональной защиты от окружающего – стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития. В условиях специального обучения у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания, они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Такие дети очень пассивны по отношению к окружающему миру. Они как бы не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод. Такие малыши не говорят, но могут внезапно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже прокомментировать происходящее вокруг, они никогда не смотрят «собеседнику» в глаза, их взгляд скользит по окружающим предметам, нигде не останавливаясь.

2-я группа – дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне). Более активны, чем дети 1-й группы: избирательно контактны со средой, реагируют на холод, голод и т.д., приспосабливаются путем аутостимуляции положительных ощущений, в противном случае наблюдаются аффекты, страхи, протесты, плач. Характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных, речевых, сенсорных. Такие эмоционально насыщенные действия, повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия извне. Внешний рисунок их поведения: манерность, стереотипность поведения, причудливые гримасы, позы, походка, особые интонации в речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. Часто у этих детей встречается симбиотическая связь с матерью.

Взаимодействовать с внешним миром такие «аутята» могут только в привычной, стереотипной ситуации, используя уже освоенные действия и слова. Например, вы можете услышать, как малыш цитирует огромные куски из книг, но в тоже время не может самостоятельно ответить на самые простые вопросы. Им присуща речь штампами, в инфинитиве или во втором и третьем лице. Они стараются любой ценой сохранить привычные условия: распорядок дня, обстановку в комнате, любимую одежду и т.д. Даже самые незначительные изменения обстановки вызывают у «аутят» страх. Чтобы заглушить неприятные ощущения от взаимодействия с изменяющейся средой, такие дети вырабатывают разнообразные способы «защиты». Например, малыш может, стоя на месте, раскачиваться из стороны в сторону, или многократно трясти шуршащим пакетиком около уха. Эти действия доставляют малышу удовольствие и помогают заглушить те неприятные ощущения, которые он получает, взаимодействуя с окружающим миром.

3-я группа – дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах). Имеют более сложные формы эмоциональной защиты от пугающей среды, у них большая произвольность в противостоянии своим страхам. В роли защиты выступают патологические влечения, компенсаторные фантазии, часто с агрессивным сюжетом, спонтанно разыгрываемым ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его страхи и переживания. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Менее зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог. При своевременной коррекционно-педагогической работе могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Такие «аутята» чаще всего многократно воспроизводят пережитые ситуации. Страшную или неприятную для себя ситуацию малыш старается научиться контролировать. Однажды испугавшись, ребенок повторяет «страшную» ситуацию: например, с хохотом заглядывает в темную комнату или многократно из года в год фантазирует, проигрывает, рисует одни и те же сюжеты на «страшные» темы. Среди рисунков «аутят» можно встретить картины бушующего пожара, сцены убийства, автомобильные катастрофы и т.д. Таким малышам свойственно многочасовое изучение книг на излюбленные тем, или чтение томов энциклопедий. Именно таких аутистов родители называют «ходячей энциклопедией», часто они говорят «как взрослые», но, к сожалению, зачастую, воспользоваться накопленными знаниями без специальных занятий они не могут.

4-я группа – дети со сверхтормозимостью окружающей средой (застенчивость, сверхранимость). Менее глубок аутистический барьер, менее нарушены эмоциональная и сенсорная сферы, более выражены неврозоподобные расстройства: робость, пассивность, пугливость в контактах, сверхосторожность. Значительная часть защитных образований у детей этой группы носит не гиперкомпенсаторный, а компенсаторный (адекватный) характер: например, при плохом контакте со сверстниками они ищут поддержки в семье, сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы «правильного» социального поведения, стараются быть «хорошими». У них имеется большая эмоциональная зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее. Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев – обучаться в ней и без предварительной подготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: