Уровни эмоциональной регуляции организма

Тема 4. Эмоционально-уровневый подход в коррекции аутизма

Автор: канд. пед. наук, доцент И.Н.Миненкова

Требования к компетентности по теме

Знать уровни эмоциональной регуляции организма и особенности её развития при аутизме.

Знать психологическую классификацию аутизма.

Уметь осуществлять коррекцию расстройств эмоциональной регуляции при аутизме.

Уметь анализировать преимущества и недостатки эмоционально-уровневого подхода в коррекции аутизма.

Общая характеристика эмоционально-уровневого подхода

Эмоционально-уровневый подход былразработан российскими авторами (К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг), которые признают первазивный («всепроникающий») характер расстройств при аутизме, однако наиболее существенными считают нарушения эмоциональной сферы. Нарушения эмоциональной сферы влекут за собой нарушения в других сферах (поведение, коммуникация, познание и т.д.). Теоретической базой этого подхода являются представления об уровнях эмоциональной регуляции организма (полевой реактивности, стереотипов, экспансии, эмоционального контроля), которые нарушаются при аутизме. Он предполагает установление эмоционального контакта с ребенком; уменьшение тревоги и страхов, агрессии, негативизма, стереотипий; развитие коммуникации и социального взаимодействия; увеличение произвольной активности ребёнка. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, психодрама, изотерапия, музыкотерапия, которые используют, прежде всего, наиболее развитые возможности ребёнка. Предполагается, что создание мотивации к привлекательным видам деятельности повлечет за собой развитие и всех других сторон психики. Структурирование среды считается не более чем вспомогательным средством. Эмоционально-уровневый подход широко используется в России и в странах постсоветского пространства. На практике он относительно эффективен при легких формах аутизма и умственной отсталости, в случае более тяжелых нарушений результаты достигаются не скоро и значительно более скромные (С.А. Морозов).

Уровни эмоциональной регуляции организма

В отечественной психологии разработан уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей (В.В. Лебединский, 1980, 1985, 1990). Этот подход основывается на уровнях развития эмоциональной регуляции здорового ребенка.

Наиболее ранним и элементарным уровнем эмоциональной регуляции считается уровень полевой реактивности, при котором возможны лишь пассивные формы психической адаптации к окружающей действительности. Он обеспечивает постоянный процесс выбора позиции наибольшего комфорта и безопасности. При нормальном развитии этот уровень никогда не проявляется самостоятельно, а выступает лишь в виде фонового, обеспечивающего аффективную преднастройку к активному взаимодействию индивидуума с окружающим. Под влиянием уровня полевой реактивности происходит выработка определенных индивидуальных реакций в ответ на интенсивность воздействия внешней среды (определенная дистанция общения, длительность прямого взгляда и т.д.). Примером участия этого уровня в регуляции эмоционального состояния может быть поведение ребёнка перед контрольной работой, когда он что-то ищет в портфеле, потом раскладывает вещи на парте, роняет, опять раскладывает, не отдавая отчета своим действиям.

Второй уровень регуляции – уровень стереотипов – имеет важное значение в развитии приспособительных реакций к окружению и решает задачу регуляции процесса удовлетворения соматических потребностей. Развитие этого уровня приводит к возникновению первичной аффективной избирательности: оценке соответствия внешнего воздействия витальным нуждам организма, оценке комфорта или дискомфорта в связи с нарушениями процесса удовлетворения потребности.Под действием этого уровня приятные впечатления переживаются в связи с удовлетворением потребности, сохранением постоянства условий существования, привычного временного ритма воздействий. Ситуации, связанные с помехами в удовлетворении желания, нарушением привычного образа действия, изменением условий жизни вызывают дискомфорт. В качестве примера можно назвать стереотип «отличника», трудное привыкание к школе «домашних» детей. Уровень стереотипов обеспечивает выработку привычных действий, индивидуальных вкусов, помогающих выработать оптимальную для себя манеру взаимодействия с окружающим миром, снимать эмоциональное напряжение.

Третьим уровнем является уровень экспансии, обеспечивающий активную адаптацию к нестабильной ситуации, когда стереотип поведения становится несостоятельным. На этом уровне неизвестность, нестабильность мобилизует субъекта на преодоление трудностей. Он совершает внешне ничем не оправданные действия навстречу опасности и наслаждается чувством её преодоления. У каждого человека вырабатывается свой уровень потребности в острых впечатлениях – «жажда острых ощущений», которые он может использовать для регуляции своего эмоционального состояния. При отсутствии у ребенка эмоционально насыщенных событий «жажда острых ощущений» может способствовать опасным или асоциальным формам поведения. В то же время, слишком большая пассивность и «послушность» ребенка, по мнению В.В. Лебединского, может часто выступать в качестве сигнала нарушения нормального эмоционального развития. По словам Ф. Дольто, «нужно научиться жить с тревогой, но так, чтобы она была выносима; она может даже побуждать к творчеству».

Четвертый «главенствующий» уровень эмоциональной регуляции – уровень эмоционального контроля – обеспечивает налаживание межличностного взаимодействия с другими людьми: разработку способов ориентировки в их переживаниях, формирование норм общения с ними. Чувство защищенности и стабильности достигается за счет эмоциональной уверенности в силе других, в их знаниях, в существовании правил поведения. Активность этого уровня проявляется в том, что в случае неудачи ребенок уже не реагирует ни уходом (полевая реактивность), ни двигательной бурей (стереотип), ни направленной агрессией (экспансия) – он обращается за помощью к другим людям. Большое значение для саморегуляции на этом уровне имеет заражение эмоциональными состояниями других людей (радостью от общения, интересом к общему делу, уверенностью в успехе, ощущением безопасности) и восстановление эмоционального равновесия с помощью новых смыслов, стимулов, похвал, отметки и т.п. В качестве примера эмоциональной регуляции такого типа можно привести высказывание Л.С. Выготского о возможности влияния на «аффект сверху, изменяя смысл ситуации»: «Даже если ситуация теряет для ребенка привлекательность, он может продолжить деятельность (рисовать, писать и т.д.), если взрослый вносит в ситуацию новый смысл, например, показать другому ученику, как это делается. Для ребенка ситуация изменилась, так как изменилась его роль в данной ситуации».

Уровни эмоциональной регуляции формируются в течение первого года жизни ребёнка, в дальнейшем они совершенствуются, создавая индивидуальную для каждого человека манеру эмоциональных взаимоотношений с внешним миром. Например, при тенденции к усилению первого уровня аффективной регуляции может проявляться способность к восприятию целостной структуры, гармонии окружающего. Люди с акцентуированным вторым уровнем устойчивы в своих привычках. Мощный третий уровень делает людей раскованными, смелыми, берущими на себя ответственность в сложных ситуациях. Люди с особенно сильным четвертым уровнем сверхсосредоточены на человеческих отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: